С тех пор, как делегации двух государств на киевском Софийском майдане народу торжественно провозглашен Универсал о воссоединении Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики, прошло уже 92 года.
Этот Акт де-юре восстановил единство украинских земель, утраченную несколько столетий назад, а потому 1939-го фактически дал основание к трагическому для тогдашних западных украинцев “сталинского” восстановление этого единства в пределах СССР, а через 52 года — для фиксирования западной границы нынешнего Украинского государства.
Проанализировать обстоятельства этого происшествия “Експресові” помогают. а. директора Института украиноведения имени. Крипякевича НАН Украины, профессор, доктор исторических наук Николай Литвин и доцент кафедры новейшей истории Украины ЛНУ имени. Франко Олег Павлишин.
— Почему возникла идея объединить УНР и ЗУНР?
А. Павлишин:
— Когда австрийская монархия поняла, что проиграет в Первой мировой войне, то обнародовала идею создания федерации. Провозглашение украинцами ЗУНР было частью этого плана. И он нашим предкам казался сильнее и убедительнее, чем туманные перспективы Приднепровья.
Именно поэтому следствием львовского восстания под предводительством Дмитрия Витовского стало создание ЗУНР, а не провозглашение присоединения к Приднепровской Украины. Руководители ЗУНР допускали, что это образование станет федеративной частью Австрии. И только под давлением народа и военных впоследствии решили объединиться с УНР.
— Чем помогала УНР Западной Украине? И наоборот?
А. Павлишин:
— Оружием, финансами, продуктами. Зато Западная Украина сначала підсобляла УНР нефтью и нефтепродуктами. Также ЗУНР имела более дисциплинированное войско, которое потом помогало УНР в сражениях с большевиками. Хотя Украинская Галицкая Армия насчитывала только 19 тысяч человек (объединенные силы УНР и ЗУНР составили 100 тысяч штыков), но эта армия фактически была одной из наиболее боеспособных в тогдашней Европе.
— Много кто обвиняет Симона Петлюру, что в какой-то момент он просто предал Западную Украину, отказавшись на переговорах с поляками от дальнейших претензий УНР на эти земли…
А. Павлишин:
— Это упрощенная трактовка. В ситуации, когда УНР была зажата большевиками и теряла территорию, а Галичина уже была оккупирована польскими войсками, Петлюра действительно вел переговоры с Польшей. И первое, что было нужно, чтобы Польша признала УНР как самостоятельное государство. Но это был временный тактический ход Петлюры.
А перед тем Украинская Галицкая Армия, которая вела бои на Приднепровье, заключила договор с войсками Деникина. И Петрушевич даже рассматривал возможность вхождения украинских земель в федеративной небольшевистской России. Это также была вынужденная акция.
— Кто подписал Акт злуки?
М. Литвин:
— Третьего января Украинская национальная рада ЗУНР приняла свой Акт о воссоединении с УНР в Станиславе. Зато Акт 22 января был оформлен как Универсал Директории УНР о “принятии” этого воссоединения. Подписи под ним поставили председатель Директории Владимир Винниченко и ее члены — Симон Петлюра, Афанасий Андриевский, Андрей Макаренко, Федор Швец.
— В каком формате слились ЗУНР и УНР?
А. Павлишин:
— Декларация об объединенной государство имела достаточно общий характер. Не вполне была выработана правовая основа — ни о совместных власть, правительство, войско или бюджет не говорилось. Они были объединены лишь одним верховным командованием, но фактически действовали отдельно. Единственное — коллегиальный орган УНР, который назывался Директорией, пополнился одним представителем от ЗУНР, им был Петрушевич.
Зато произошла реальная интеграция этих республик в экономическую и отчасти военную сферы. В администрации и дипломатические учреждения УНР пришли работать галичане и буковинцы.
— Какие территории входили в ЗУНР и УНР на момент их объединения?
А. Павлишин:
— На момент объединения официальными территориями ЗУНР была Галичина, Буковина и Закарпатье. Но реально контролировали они лишь 48 уездов Восточной Галичины, за исключением Львова, Перемышля. А УНР на то время не контролировала Левобережной Украины.
— Какая численность населения была в ЗУНР, а какая — в УНР?
М. Литвин:
— Эти цифры являются весьма условными. В УНР — почти 30 миллионов человек, в ЗУНР — около 5-6 миллионов. Когда идея соборности украинцев впервые на весь мир прозвучало 1848 года, тогда речь шла о едином 15-миллионный украинский народ.
— Сколько же времени эти республики просуществовали вместе?
А. Павлишин:
— В рамках объединенного государства эти республики просуществовали от 22 января до 16 июля 1919 года, пока Галичина еще была под украинским контролем. То есть примерно полгода.
— Что погубило объединенную державу?
А. Павлишин:
— Прежде всего неблагоприятная международная обстановка и фактически международная изоляция Украины. Страны Антанты объективно не были заинтересованы в создании независимого Украинского государства. Также идеологические различия в видении борьбы за независимость руководителей этого государства. Петлюра исповедовал более радикальные, социалистические идеи, Евгений Петрушевич — более демократические, консервативные. Кроме того, если бы они вели совместную международную политику, то шансов на сохранение объединенного государства было бы больше…
М. Литвин:
— Народ хотел этого объединения, и векторы внешней политики галицких и надднепрянщины политиков разошлись. Галичане сделали ставку на Антанту, частично — на Россию, то есть на врагов надднепрянцев. А надднепрянцы в своих внешнеполитических планах ориентировались на Польшу, то есть на врагов ЗУНР. Это и привело к тому, что Объединение в какой-то степени была нейтрализована уже в конце 1919 года.