«Русский мир» как технология

Политика

Петр Охотин

Словосочетание «русский мир», несмотря на широкое употребление в политических дискуссиях, для многих малопонятное. Цель этой статьи – показать, что «Русский мир» – это больше чем реванш русского языка и культуры, больше чем амбиции России до имперского величия или другие психологически-эмоциональные характеристики

Прежде всего мы имеем дело с гибкой и продуманной технологии распространения влияния отдельной группы, которая идентифицирует свой интерес и видение мира с национальным интересом России (географический охват этого понятия у носителей идеи «русского мира» значительно шире территориальных границ Российской Федерации).

Для начала попробуем выяснить, что вкладывали в концепцию «русского мира» его идеологи. Ольга Батанова определяет «Русский мир» как глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к ее делам и судьбе». Само слово «мир» в этом контексте означает не сугубо «мир», но и «светская жизнь», «пространство» и тому подобное.

Патриарх Кирилл в поздравлении к Дню православного казачества очертил географию этой концепции, назвав наследниками Святой Руси Россию, Украину, Беларусь, Молдову и Казахстан. В программном статье А. Ставицкого «Украина и Русский мир» есть такие строки: «Русский мир-не против Украины, но за ту Украину, которая цивилизована, полиэтническое и поликультурное… отсюда понятно, что «галицкий» вариант логики российско-украинского взаимодействия как противостояния по принципу «все, что хорошо для русских – плохо для Украины и наоборот для русского мира абсолютно чужое…»

В статье политконсультанта Петра Щедровицкого четко звучит и интерес «русского мира» – всемерно повысить производительность русского капитала (как основы воспроизводства богатства; привлечение внешнего нерусского) капитала, создание совместного капитала, рассматривая и оценивая все это как один из факторов структурного упорядочивания русского капитала). Как видим, такой идеологический аспект логично обосновывает покупку акций энергетических компаний Прибалтики Газпромом, строительство АЭС на территории Беларуси и других практических действий, направленных на создание мощной базы для «русского мира».

«Русский мир» – дело не только чиновников в Москве. Для методов своей работы на территориях других стран создатели «русского мира» взяли все лучшее из опыта взаимодействия между родиной и диаспорой, функционирования транснациональных корпораций (Газпром, Сбербанк и Роснефть постоянно фигурируют в мировых финансовых рейтингах), практики бархатных революций через неправительственные организации и банального подкупа влиятельных людей (например, Герхард Шредер как один из основных лоббистов «Северного потока»).

Официально продвижением «русского мира» занимаются: Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, Федеральное агентство по делам, Фонд «Русский мир», РПЦ (в частности, Отдел внешних церковных связей.

Перейдем к анализу деятельности Фонда «Русский мир» как наиболее видимого инструмента поддержки пророссийских организаций. Официально целью его деятельности является распространение русской культуры и поддержка гуманитарных наук. Председателем правления назначен Путиным Вячеслав Никонов, а к членам правления и попечительского совета, кроме преподавателей и ученых, входят представители РПЦ, Администрации Президента, Генерального секретариата МИД, генеральные директора медиахолдингов ВГТРК и ИТАР-ТАСС. Этот фонд является прежде всего финансовым инструментом, с помощью которой можно поддерживать нужные проекты вполне легально.

То, что сам Фонд был основан в 2007 году дает основания предположить, что в его основе лежит концепция финансирования бархатных революций через негосударственные фонды. Основным, но не единственным, партнером фонда в Украине является Всеукраинский координационный совет организаций российских соотечественников, в которую входит более 140 неправительственных организаций, занимающихся отстаиванием русской культуры.

Масштабы финансирования этой структуры позволяют содержать такое количество: только бюджетом РФ в 2009 году в фонд было выделено 500 млн руб. (около 100 млн грн), а учитывая участие в фонде таких структур, как «Российские железные дороги», РПЦ, медиахолдингов и т. п, эта сумма значительно больше. Соответствующей география деятельности фонда: за 2007-2010 год было выполнено 710 проектов, из них в Европе – 254, СНГ – 154, Южной и Северной Америках – 35, на Ближнем Востоке – 20, в Азии – 20, в Австралии – 6, и один в Африке.

РПЦ, в частности ее представительство в Украине, является мощным организационным ядром, которое оперирует как человеческими, так и финансовыми ресурсами, имеет выход на политиков и бизнесменов республиканского и регионального масштаба. По состоянию на сегодня УПЦ МП насчитывает 11 790 общин (без учета тюремных и больничных), 179 монастырей, где находится около 4700 монахов и монахинь, 13 миссий, 34 братства, 20 духовных учебных заведений, где ежегодно обучается более 4000 учеников, количество священнослужителей официально составляет около 9518, а также выходит в свет 108 периодических изданий. Учитывая количество других российских общественных организаций, мы видим широкий размах, который подкреплен не только спекуляциями на историческую тематику.

На примере нефтеперерабатывающей отрасли четко просматривается вход российского бизнеса в Украину на вполне легальных основаниях. Таким образом, Кременчугский НПЗ мощностью 18,6 млн тонн нефти в год был выкуплен фирмой «Татнефть» еще в 1994 году; Лисичанский (16 млн тонн/год) 2000-го перешел в собственность российской ТНК; Одесский НПЗ (3,6 млн тонн/год) был выкуплен в 1999-м Лукойлом, а Херсонский (8,7 млн тонн/год) в 2000 году НК «Альянс». На этом примере видно, как вполне современная практика развития корпорации помогает реализации национальных интересов.

В темах, посвященных работе с российской диаспорой, употребляется понятие «логистика Русского мира». Ее функционирование обеспечивается через сеть правительственных, общественных и благотворительных структур. На государственном уровне есть юридическое определение категории «соотечественник за рубежом», которая закреплена в Федеральном законе от 24.05.1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

В 2007-2008 годах при поддержке Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом проводились исследования и вышли в свет сборники материалов об истории и современности российской диаспоры в Казахстане, Узбекистане, Турции, Словакии, Дании, Германии, прибалтийских и скандинавских странах, проводятся регулярные мониторинги политической активности диаспор ЕС, США и СНГ. Кроме изучения ситуации, что сложилась, ведется работа по изданию журналов и поддержка их за счет госбюджета и частных спонсоров, возможности дистанционного изучения языка и общения через интернет-порталы, юридической поддержки, создание русских центров в большинстве стран мира (программа «Кабинеты русского мира», целью которой является организация в каждой стране мест, где можно получить материалы о россии, а значит – связаться с уполномоченным представителем).

За такими «невинными» и «культурологическими» действиями четко прослеживается структурированная работа по связям с диаспорой, ее поддержки и дальнейшей работы, направленной на контакты с политическими и деловыми кругами стран и увеличение влияния отдельных представителей диаспоры. Например, бывший сотрудник отдела внешней разведки КГБ Александр Лебедев, до недавнего времени депутат Госдумы, сейчас является владельцем британских газет Independent и Evening Standart.

«Русский мир» – это технологическая концепция, которая отвечает требованиям времени и которая объединила российских государственных и культурных деятелей и коммерческие структуры; опыт развития транснационального бизнеса и установления геополитической гегемонии любителей «метафизических» и религиозных поисков и адептов четких, аналитически взвешенных бизнес-решений. «Русский мир» использует все доступные методы, действуя не только на уровне государств, но и на уровне медиа, образования, гражданской работы и предпринимательства. Ответ «русскому миру» заключается не в тщетных попытках перекричать политических клоунов, а в адекватной реакции во всех измерениях общественной жизни.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*