На территории соседнего государства нет ни одной украинской школы и не выходит ни одно государственное украиноязычное издание
С призывом защитить украинскую общину в России в ряд международных организаций обратился Всемирный конгресс украинцев.
По убеждению СКУ, властные структуры России пытаются ликвидировать крупнейшие украинские общественные неправительственные организации и прекратить деятельность Библиотеки украинской литературы в Москве, а следовательно, нарушают национальные и культурные права украинцев.
Свои требования представители украинской диаспоры из разных уголков мира изложили в специальном меморандуме. Копии этого документа они направили также Президенту Виктору Януковичу и послу Украины в России Владимиру Ельченко…
Чтобы узнать о том, насколько обеспечены гуманитарные права наших сограждан в соседней стране, “Экспресс” обратился к сопредседателя Объединения украинцев России Валерия Семененко и заместителя директора Библиотеки украинской литературы в Москве Виталий Крикуненко.
— Прежде всего скажите: сколько украинцев сейчас проживает в России?
В. Крикуненко:
— Согласно предварительной переписи населения, более 3 миллионов. По данным же Украинского всемирного координационного совета, их насчитывается около 10 миллионов. Замечу, что от переписи к переписи все больше украинцев якобы отказывается идентифицировать себя с украинством и своих детей уже записывают как русских.
В. Семененко:
— Кстати, во время последней переписи населения, который был осенью (результатов, правда, еще не обнародовали), никто о национальности граждан уже и не спрашивал. Есть, конечно, и украинцы — неграждане РФ, которые предпочитают иметь российское гражданство, а потому “лучше” российскую национальность. Ведь если ты не россиянин, должен иметь разрешение на работу, платить за это и так далее.
— Есть ли в России украиноязычные общеобразовательные или дошкольные учреждения?
В. Крикуненко:
— Представьте себе: нет ни одного! Правда, кое-где функционируют украиноязычные классы, есть единичные попытки украинских общин создать украинские воскресные школы. На самом деле российское государство не поддерживает украинского образования.
— А как относительно функционирования украинских культурных центров на территории соседнего государства?
В. Семененко:
— Официальных украинских театров, которые существовали бы при содействии государства, нет. Однако функционирует несколько культурологических кружков, где занимается по 5, 10 или 15 детей. Правда, есть немало художественных коллективов в различных регионах — от Калининграда до Камчатки. Если участники этих коллективов не увлекаются при том патриотическими текстами, государство к ним относится снисходительно.
Напомню, что недавно закрыли Федеральную национально-культурную автономию украинцев России. Мы подали в городской суд кассационную жалобу, ее будут рассматривать 27 января. Объединение украинцев России пока действует, но, думаю, это будет еще недолго…
В. Крикуненко:
— Если же говорить о украинские библиотеки, то до сих пор функционировала единственная такая в Москве. Но ее, как известно, постигли проблемы. Главным же культурным центром украинцев в России остается Украинский центр на Арбате. Еще несколько культурных обществ и объединений действуют в регионах — в Омске, Хабаровске, Владивостоке.
— Выходят ли в России украиноязычные издания, теле — и радиопрограммы?
В. Семененко:
— Государство не финансирует ни одного украиноязычного издания. Однако в регионах выходят единичные газеты, которые изредка выпрашивают у муниципальных органов власти хоть какую-то финансовую помощь. Функционирует несколько официальных украинских сайтов в России. Но опять же без финансовой помощи государства. Не получается в России ни одна теле — или радиопрограмма на украинском. Если хотите смотреть украинские телеканалы, должны иметь спутниковую антенну.
— Какова ситуация в религиозной сфере? Или украинцы имеют возможность посещать храмы не Русской Православной Церкви?
В. Семененко:
— С этим дела вообще плохи. В течение двадцати лет (все это происходит на моих глазах!) греко-католическая община Москвы скитается, ей негде собираться. Некоторое время я помогал верующим с помещением, потом их, так сказать, приютили в соборе францисканцев. Но со временем и оттуда вынудили уйти. Теперь греко-католики собираются в костеле. Не знаю, как долго им позволят там отправлять службы.
В. Крикуненко:
— В начале 90-х, когда строили Культурный центр Украины, в его проекте было предусмотрено часовню для греко-католиков и православных УПЦ Киевского патриархата — они должны были бы использовать ее поочередно. Но все это ушло в небытие. Устно нам не раз заявляли: “Никогда не зарегистрируем здесь греко-католиков”.
— Кто должен был бы позаботиться о том, чтобы положение украинцев в России изменилось?
В. Семененко:
— Пенять только на российскую власть было бы неправильно. Ведь без помощи нашего государства это дело не сдвинется с места. Очень обидно, что украинская власть равнодушно воспринимает все то безобразие и лишь делает довольно осторожные заявления. Нет решимости и желания помочь, защитить нас и имидж Украины.