Церковь святого Юра в Дрогобыче: поэма в дереве

СМИ

Много исследователей и обычных любителей архитектуры убеждены, что Святоюрская церковь в Дрогобыче является красивым деревянным храмом Украины. И даже если кто так не считает, он все равно отметит дрогобычскую жемчужину и согласится с тем, что это настоящее чудо, созданное гением украинских зодчих и художников. Поэма в дереве – так еще иногда называют церковь святого Юра, внесенную в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Только 10 минут неторопливого хода от центра Дрогобыча и посреди тишины бывшего пригорода Зварычи (вул. Соленый Ставок, 25) открывается невероятная красота.

По информации, которая дошла до наших дней, дрогобычане перевезли церковь из села Надиев, что неподалеку Долины, выменяв ее на 9 повозок соли – стратегического продукта того времени. При этой сделке совпали интересы дрогобичан и надіївців. Первые во время стремительного развития города нуждались новохло храма, так как старый был явно недостаточным, и не имели времени, чтобы ждать несколько лет, необходимых на подготовку и обработку древесины. Надиивци же в то время как раз начали разбирать свою церковь, запланировав на ее месте каменную.

Хотя не совсем корректно говорить, что церковь разобрали, как пазлы, в Надієві и снова сложили в Дрогобыче. Просто дерево и материалы надіївської церкви были использованы для строительства храма в Дрогобыче, которому суждено было стать его главным украшением.

Итак, в 1657 году местный зодчий Григорий Тесля перестроил церковь, и она стала такой, какой ее можно наблюдать сегодня – тридильной, что состоит из алтарной части, квадратной центральной нефа и бабинца. Храм увенчан тремя барочными куполами. С двух сторон к центральной части присоединены граненые боковые клиросе, благодаря которым церковь в плане имеет крестообразный вид. Снаружи вокруг нижней часть храма размещена широкая арка-галерея на столбах, которая продолжается хорами над бабинцем. Собственно все работы Григорий Тесля завершил аж в 1678 году. Кроме Святоюрской церкви в Дрогобыче, этот гениальный приверженец маньеризма работал над еще одной знаменитой дрогобычской церкви – Святой Троицы и Воздвижения Честного Креста, строил храмы в Волчьем и Ісаях.

Уникальной особенностью Святоюрской церкви в том, что там сохранился второй амвон – Введенская часовня, расположенная над бабинцем, образуя таким образом фактически второй этаж. А дело в том, что на одном престоле нельзя было отправлять третью дневную службу, поэтому возникла необходимость в построении часовни. По сути каждая такая церковь превращалась в две церкви в одной, однако сегодня подобных остались единицы.

Общепризнанной украшением церкви являются его внутренние росписи, которые раскрылись во всей красе после реставрации, осуществленной Львом Скопом, который также исследовал историю храма и его стенописей.

В Украине осталось лишь несколько деревянных храмов, в которых сохранились росписи. Они сплошь покрывают стены, ярусы и своды куполов. Известный тогдашний художник Стефан Попович Медицький использовал натуральную краску, которая состояла из яичного желтка, высушенных корешков растений, цветной глины и освященной воды.

Слева от иконостаса на боковой стене над окнами изображена сцена Страшного Суда. Наверху сидит Иисус Христос на облаке, ниже есть Евангелие, с двух сторон от которого сидят апостолы. История умалчивает, почему во время создания стенописей маляр был зол на женщин, но факт остается фактом: на его росписях в рай идут только мужчины. Женщины же – в ад. Даже больше: в барабане купола нави среди сюжетов ветхозаветной истории неожиданно и нетрадиционно изображена сцена, как Адам тлумить Еву. В конце концов, это не единственное отклонение Стефана Медицкого от общепринятых канонов, из чего исследователи предполагают, что маляр мог быть под творить под влиянием апокрифических тестов

Ниже на этой же стене, за лесами Стефан Попович-Медицький изобразил ад – пасть «гиены огненную», в которой стоит черт, а у него на коленях сидит Иуда. У этого изображения в углу у окошка изображено три смертные грехи для мужчин – пьянство, супружескую измену и содомию.

Продолжил украшать церковь сын Стефана Поповича-Медицкого Иван. На хорах он изобразил дерево-родословная Девы Марии. Внизу сюжета пророк Єсей, который первый известил, что на землю сойдет Мессия. Интересно, что художник изобразил дерево-родословную не в виде виноградной лозы, как это традиционно бывает, а в виде дуба, а на нем растения, характерные для этого региона – тюльпаны, ромашки, ежевику и малину. Собственно перенос библейских сюжетов на народный украинский грунт делает росписи церкви более понятными и какими-то особенно теплыми. Чего стоит хотя бы сцена визита Иисуса к Марфе и Марии, где Мессию готовятся угощать … варениками.

Через некоторое время – в 1711 году – был расписан и женскую, ибо до того у общины не хватало средств на его отделку. Работы зафундувало бездетные местное супруги Марии и Онуфрия. В знак благодарности на северной и южной стенах бабинца художник изобразил Марию Египетскую и святого Онуфрия, которых благословляет Господь.

На стене между бабинцем и центральной навой – большой сюжет «Покрова Богородицы», чтобы каждый видел, что мы под ее опекой. На шести клеймах изображен как Дева Мария через ангелов помогает нуждающимся: ангелы и спускается до старых людей, до тех, что топятся, кормят голодных, жаждущих напояют людей из кувшина. Несколько клейм и других сюжетов на стенах бабинцях остались незавершенными, вероятно из-за смерти художника. Лев Скоп предполагает, что не довершив виртуозную работу художника, прихожане таким образом показали к нему свое уважение.

И, понятно, что настоящей жемчужиной храма является иконостас авторства того же Стефана Поповича-Медицкого. Липовый иконостас, резной и позолоченный. Художник работал над ним 10 лет – с 1659 по 1669 года.

Иконостас состоит из цокольного ряда, основного наместного, праздничного, пророческого и апостольского рядов. Для икон использовали сусальное золото высшего сорта.

В наместного ряда с правой стороны от Золотых Ворот размещена икона Иисус Учитель, правая крайняя икона – Святой Юрий, в честь которого названа церковь. Слева – Богородица Одигитрия (что с греческого «Указатель») рукой указывает на Иисуса Учителя. Слева от нее есть икона Святой Троицы. Ниже идет цокольный ряд. Выше над намісним рядом – празниковий ряд, где изображены двенадцать основных праздников в году.

Выше расположено пророческий ряд, он состоит из шести икон. По правилам он должен быть над апостольским рядом, но в этой церкви апостольский ряд расположен выше. Все потому, что в XV веке там, где заканчивалась церковь, был источник, а в XVII, когда перестраивали церковь, оно наверное засохло и о нем совсем забыли. Во второй половине XVIII века, когда церковь уже расписали, поднялась вода, поэтому церковь вынуждены были поднять на полтора локтя вверх, и чтобы пророческий ряд не закрывал настенные росписи над алтарем, его перенесли ниже.

Следующий, самый высокий ряд – апостольский. В апостольском ряду слева от Иисуса Христа изображен святого Петра, который держит ключ очень похож на ключ от этой церкви.

Еще один интересный момент. Под храмовым образом Святого Юра изображена сцена его казни, в котором довольно реалистично воссозданы реалии публичных казней, которые могли происходить на тогдашней территории Галичины. За одеждой ката можно сделать вывод, что эта особа немецкого происхождения. Реализм изображения был настолько сильным, что вскоре после создания иконы кто-то из прихожан выцарапал глаза палачу. Хотя не исключено, что художник изобразил в обрезе палача кого-то из нелюбимых дрогобичанами лиц, а отзывчивый прихожанин просто добавил свои пять копеек в пренебрежение этого лица.

О росписи Святоюрской церкви пишут книги, поэтому неблагодарное дело рассказывать о них в коротком материале. Их надо видеть.

Ну а дополняет изысканный ансамбль церкви св. Юра колокольня, построенная в начале XVIII века. Несмотря на неоднократные ремонтно-реставрационные работы она сохраняет свой первоначальный вид и является ярким образцом деревянного оборонного зодчества.

Как добираться из Львова

  • Электрички Львов-Трускавец отправляются с пригородного вокзала. Время в пути ≈ 2 часа. Расписание здесь: railway.lviv.ua/schedule/suburban/.
  • Автобусы Львов-Дрогобыч отправляются от железнодорожного вокзала (АС №8) со средним интервалом 30 мин. Также на автобус можно подсесть на перекрестке Стрыйская-Научная. Время в пути ≈ 1.5 часа.
  • Если едете собственным автомобилем – двигаться нужно по трассе Киев-Чоп в направлении города Стрый. В селе Рудники повернуть направо. Расстояние ≈ 85 км.

При подготовке текста использованы исследования Льва Скопа «Церковь святого Юра и материалы Религиозно-информационной службы Украины.
Фото: Татьяна Врублевская.
Источник: www.kray.org.ua.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*