Новости Украины и мира

Бельский треугольник

Общество

Наталка Сняданко

Городок Белз на Львовщине, которое не так давно праздновал свое тысячелетие, довольно известная в кругах любителей исторического наследия. Здесь даже существует историко-культурный заповедник и не любительский, а „официальный” музей в здании ратуши. Да и по случаю юбилея городок наконец-то газифицировали, выделили какие-никакие средства на реставрацию и содержание памятников, к городу начали ездить туристы.

На лацкане Леха Валенсы

Прежде всего польские, ведь именно из Белза в 1377 году князь Владислав Опольский вывоз чудотворную икону Божьей Матери, которая сейчас находится в Ченстохове и является предметом культа, паломники съезжаются к этой иконе со всего мира. Во время второй мировой войны польские солдаты и партизаны носили у сердца в основном именно изображение Ченстоховской Божьей Матери, а Лех Валенса цепляет иконку с ее изображением на лацкан своей маринарки (пиджака — Неделю).

Согласно легенде, икона была написана святым Евангелистом Лукой в Иерусалиме, а в Украину попала благодаря Кириллу и Мефодию. Самое известное чудо, связанное с этой иконой, произошло во время осады Белза монголо-татарами. Местные жители, уповая на защиту Пресвятой Богородицы, вынесли чудотворную икону на стену городской крепости. Одна из татарских стрел попала в лик Божьей Матери. Из раны потекла кровь, а на татар спустилась полная темнота. Татары в панике бросились с оружием друг на друга и началась резня. Те, кто выжил после нее, сбежали из-под городских стен. С тех пор на иконе остался знак в виде треугольничка.

Церковь, с которой было вывезено икону, сегодня принадлежит православным Киевского патриархата. Оно было возведено в 1926 году по проекту Каликсту Крыжановского на горе, которую жители называют Замком. Вокруг храма тянется кирпичная ограда. Рядом с церковью на возвышении – часовня, а за ней – горизонтально положен крест, символ тысячелетия Бэлза.

Суббота, послеобеденное, церковь закрыта, но нам позволяют зайти во двор и до часовни. Госпожа Вера, занимается порядком вокруг храма, клумбами. По цветочное семян к госпоже Веры звертаютсья все близлежащие хозяйки.

— Вон там, за стеной, была уже Польша, — показывает нам госпожа Вера.

Теперь из-за стены виден лишь заросший сорняками болотистый берег местного ручья, за которым тянется такое же неухоженное поле. Одна из легенд связывает происхождение названия города именно с водой и болотом. Ведь древнеславянское слово «белз» или «бевз» означало болотистую, влажную местность, это же слово в бойковском диалекте означает непроходимую, важкопрохідну, болотистую местность.

Именно отсюда, из Замка, когда начинался княжеский город, один из самых непокорных Червенских огородов. Его не могли взять приступом вплоть до 1655 года. Говорят, местные ребята еще два десятилетия назад не боялись залезать в подземные ходы, которыми соединены между собой церкви и монастыри городка. Этими ходами можно было продвигаться вплоть до границы города, далее ребята соваться боялись.

Нынешние дети, наверное, тоже играют в войну посреди живописных развалин бывшего костела Доминиканок, женского и мужского доминиканских монастырей, и в зарослях за церковью св. Николая.

Чуть дальше, на выезде из Белза, на кладбище, стоит церковь Св. Параскевы, одна из древнейших и единственная деревянная сакральная достопримечательность города. Первые упоминания о церкви датируются концом ХV века.

Кладбище под ключ

Белз известен своей еврейской историей. Еврейская община в городке была создана в конце ХIV ст., а в XVII году евреи Бэлза получили равные с христианами права. Именно сюда переехал 1831 года Соломон Годах – основатель новой белзским династии раввинов-хасидов. С 1859 года и по 1931 год больше половины жителей города были евреями.

Новая религиозно-мистическое течение в иудаизме – хасидизм, основанная Израилем Баал Шем Товом в середине XVIII века. на Подолье, получила большое распространение во всей Восточной Европе. Это был народный религиозное движение, который приобрел особую популярность среди бедных евреев. Наука, которая говорила о том, что можно испытать любви присутствующего повсюду, в каждой вещи Бога, и для этого не нужно ни придерживаться аскезы, ни годами корпеть за мудрыми книгами ученых в медитациях. Такая религия очень подходила простому рабочему люду, у которого не было времени на все эти ученые изыски, ее было легко понять, она была оптимистична и света, рассказывала о деяниях Баал Шема и „раввинов-чудотворцев”.

Основой доктрины хасидизма была кабала. Чрезвычайно большую роль играл цадик – духовный руководитель. В первой половине XIX века. в городках Галичины цадики поделили между собой сферы влияния. Бельский цадик Соломон Годах распространял хасидизм на северную Галицию, Волынь и Венгрию. Но в том же XIX ст. движение начинает приходить в упадок, цадики слишком увлекаются созданием культа вокруг собственной личности, строительством роскошных домов, появляется немало шарлатанов, и учение медленно погружается во мрак фанатизма. Соломон Годах принадлежал к „великих цадиков”, и его культ в Белзе был очень сильным. Годах вместе с семьей похоронен на местном еврейском кладбище.

Еврейское население города было истреблено в 1939-41 г.г., в 1942-м фашисты взорвали местную синагогу, построенную в мавританском стиле. Сегодня еврейской общины в городе не существует. Кладбище – это почти пустое поле, на котором уцелело лишь несколько надгробных плит. Он обнесен новенькой изгородью, запертый на ключ, а на воротах висит табличка с адресом и телефоном семьи, в которой можно взять ключи. В уголке, возле изгороди, на кладбище пасется коза.

Время от времени до Белза приезжают из-за границы родственники похороненных. Напротив кладбища — сводная за их счет новенькая синагога из белого кирпича. Весь этот уголок производит довольно странное впечатление, немного похоже на город призраков.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*

Последние из Общество

Благоустройство

Слово «благоустроенный» обозначает хорошо устроенный, снабженный всеми удобствами. Благоустройство дома и приусадебного
нэйл-арт

Маникюр и нэйл-арт

Ничто так не выдает возраст женщины и не свидетельствует о ее чистоплотности,
Go to Top