Четырнадцатая путешествие в прошлое

Общество

 

Фестиваль давней музыки во Львове стал не просто традиционным музыкальным событием, но и частью жизни древнего города. Конечно, не так уж и много львовян (несмотря на незаурядность этого события меняют течение своих будней, чтобы с 17 до 30 июня совершить очередную (уже четырнадцатую!) путешествие в прошлое, звучит, но…

 

 

Между традициями и новым

 

Традиционно, как это было задумано основателем, известным львовским музыковедом, композитором Романом Стемальщуком, фестиваль предлагает слушателям широкую палитру музыки от Средневековья до классицизма. Традиционно концертная программа фестиваля продумана до мелочей, чтобы не только удовлетворить музыкальные пожелания самых требовательных слушателей, но и открыть для них новую, еще не познанную страницу музыкальной древности. Традиционно будет звучать музыка светская и духовная самых разных жанров: от жемчужин камерно-инструментальной и вокальной музыки к оратории и оперы, в высокопрофессиональном исполнении. Традиционно география фестиваля охватывает два города (Дрогобыч и Львов) и несколько стран (в этом году Германию, Польшу, Россию и Украину).

 

Также XIV Фестиваль принес ряд изменений. На протяжении прошлых лет события фестиваля проходили в разных локациях: храмах, музеях, художественных учреждениях и дворикам Львова, большинство – в Доме органной и камерной музыки, и выбор места также был частью концепции фестиваля. Однако в этом году событие проходит под крылом Львовской областной филармонии, поэтому большинство концертов имеем возможность услышать именно в этом концертном зале. Возможно, это и является началом новой традиции в истории фестиваля старинной музыки.

 

И хоть, к сожалению, организатора фестиваля уже нет среди нас, его детище продолжает творить свою историю и объединять музыковедов-исследователей из разных уголков Европы, высокопрофессиональных исполнителей-солистов (таких как Надежда Величко, Анна Иванюшенко, Мирослав Драган, Марианна Лаба, Оксана Рапита, Томаш Слюсарчик, Лидия Футорская, Александр Пильчен, Божена Корчинская, Марек Топоровский, Анна Гадецкая, Светлана Шабалтина, Андрей Наконечный, Павел Осуховски, Андриана Буяк-Циран, Татьяна Махновская, Назар Тацишин, Гунгард Маттес, Жанна Масляк и также другие) и ансамбли, которые специализируются именно на исполнении старинной музыки (вокальный ансамбль A capella Leopolis, формации Львовского Музыкального цеха GARDARICA и VERMELL; Orkiestra Famd.pl, Барочная капелла студентов ЛНМА ім. М.Лысенко, Сопілковий консорт Dudalis Junior, ансамбль «Трифолиум»). Дополнили исполнительский состав Львовский камерный оркестр «Академия» и Академический симфонический оркестр Львовской филармонии.

 

Музыкальная тематика нескольких фестивалей прошлых лет выстраивалась вокруг идеи-лозунги: «Львов-750»; «Со времен Речи Посполитой», «Со времен Гетманщины», «Музыкальный Львов и наследие Габсбургов», «по Следам Львовской февральской табулятуры», «С берегов Дуная». Естественно, что Фестиваль старинной музыки 2016 стал музыкальным посвящением его организатору и художественному руководителю, которому не суждено было увидеть воплощение своего замысла – музыкальный букет in почтения Романа Стельмащуку.

 

Что открываем на 14-м фестивале?

 

Казалось бы, что интерес к музыке прошлых эпох, а особенно к барочной или средневековой – тенденция не новая. Еще композиторы-романтики в XIX веке открыли для себя и других двери в музыкальное прошлое – через творчество Иоганна Себастьяна Баха. За два века музыканты Европы сделали немало для возрождения музыки предыдущих эпох через поиск нот, переиздание, изучение жизнеописаний композиторов, исполнение их произведений. Они восстановили историческую справедливость и указали путь для музыкантов следующих эпох. Так что же нового можно открыть в музыке давний детям XXI века? Немало: для полного ознакомления с творчество одного только маэстро Баха мало одной жизни! А сколько других не менее гениальных имен не вызывают время никаких музыкальных ассоциаций! Фестиваль старинной музыки уже XIV лет понемногу меняет взгляд на историю музыкальной культуры Европы, открывая новые фамилии и представляя малоизвестные произведения признанных миром музыкантов. Например, уважаемые меломаны, с каким произведением вы ассоциируете имя Антонио Вивальди, и сколько композиторов-органистов (кроме Й.С.Баха) сможете назвать?

 

Так, в этом году вместе с Фестивалем мы путешествуем во Львов в те времена, когда он был маленьким Веной, когда здесь жил и творил сын славного Моцарта; в Австрии 17-18 ст., чтобы проследить развитие органной музыки; до Львова начала 19 века, чтобы услышать фрагменты оперы Юзефа Эльснера; в ренессансной Англии, чтобы познать ее музыкальный быт, спрятанный в произведениях Джона Дауленда; в солнечную Испанию, чтобы открыть для себя сокровища духовной культуры – старинные каталонские марийские песни.

 

Концерт-открытие, который состоялся 17 июня, перенес слушателей в атмосферу противоположностей. Почему противоположностей? Потому что именно такова суть музыки барокко: тонкая игра светотеней, «зависания» при непрестанности голосов, балансирование между высоким и земным. В этой программе прозвучали инструментальные и вокально-инструментальные композиции Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. На противовес им в программу включили Adagio и Fugue для струнных, до-минор композитора-классика Вольфганга Амадея Моцарта. В первом отделении концерта Львовский камерный оркестр «Академия» под батутой Владимира Сивохіпа выполнил Sinfonia a 4, си минор «al Santo Sepolcro» (у гроба Господня) для струнных и континуо, и уже упомянутую композицию Моцарта.

 

 

Второй отдел, как метко заметила ведущая вечера София Иванова, помог «познать духовное в земном и земное в духовном». Звучали два произведения Баха – светская, блестящая Сюита для оркестра си-минор, знаменитый «Шутка» из которой может пропеть наизусть едва ли не каждый; и глубокий, возвышенный Magnificat Ре мажор. Хозяином этого отдела был дирижер из Швейцарии Гунгард Маттес. Бурные аплодисменты получила исполнительница сольной партии – флейтистка Жанна Масляк. Не менее тепло отреагировала публика на последнее произведение программы, результат творческого сотрудничества вокального ансамбля A capella Leopolis и камерного оркестра «Академия».

 

Кто есть кто?

 

Второй концерт, который состоялся в субботу, 18 июня, можно назвать музыкальным знакомством с «львовским Моцартом» – Францем Ксавером, сыном знаменитого австрийского классика. Его фамилия – не новинка для ценителей музыки, но признаемся честно: мы знаем больше рассказов о нем или музыкальных опусов музыканта? Вот. Известные музыканты и любимца львовской публики – Марианна Лаба (сопрано), пианисты Оксана Рапита и Мирослав Драган – познакомили нас с лицом талантливого композитора Франца Ксавера через его полонезы, вариации и вокальный цикл. Возможно, Франц Ксавер не оправдал ожиданий и не стал вторым Вольфґанґом, но его музыка – достойная и заслуживающая внимания. Концерт в рамках Фестиваля – безоговорочное доказательство этого. Присутствующие в зале имели возможность убедиться: музыка «львовского Моцарта» профессиональная и изящная, в ней интересно переплетаются классические форма и гармония и ранньоромантична стилистика, она вполне соответствует духу своего времени. Слушая концерт, не могла удержаться от параллелей: Моцарт-сын – Шопен, Моцарт-сын – Лист. Почему Шопен? Потому что в программе концерта прозвучали полонезы, а этот жанр, как известно, был визитной карточкой Шопена. Кроме того, в одном из них прозвучала тема, близкая к мелодий Шопена, вот только польский романтик Шопен стопроцентно придумал бы другую гармонизацию. А что касается Листа, то этого композитора также пленила украинская народная песня во время пребывания в Украине. И хоть вариации на тему народной песни «У сусіда хата біла» еще далеки от виртуозного романтического стиля, они демонстрируют хороший вкус и фантазию Ксавера.

 

И наконец, третий из концертов, что уже состоялся, подарил уникальную возможность проследить развитие органного искусства Австрии от барокко до романтизма. В программе воскресного концерта (19.06) – ряд если не совсем неизвестных, то малознаних фамилий. Большинство из них можно было услышать разве краем уха в разговорах о других выдающихся музыкантов или прочитать в учебниках.

 

Например, о Иоганна Якоба Фробергера (1616-1667), Иоганна Пахельбеля (1653-1706) и Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736 – 1809) узнаем при изучении жизнеописания И.С.Баха. Творческий почерк остальных художников: Иоганна Каспара Керля (1627-1693), Георга Муффата (1653-1704) раскрыла для нас наша замечательная органистка Надежда Величко. Также под ее ловкими руками ожили органные композиции Моцарта (1756-1791), Людвига ван Бетховена (1770-1827) и его ученика, выдающегося пианиста Карла Черни (1791-1857).

 

И хотя в июне на львовян ждет немало интересных музыкальных событий, думаю, все же стоит присмотреться к программе XIV Фестиваля старинной музыки, и стать свидетелем устоявшихся традиций, интересных премьер и рождение новых тенденций.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*