Новости Украины и мира

Цинамоновий Дрогобыч

Общество

Ирина Колодийчик

Здесь можно сполна оценить средневековую и сецесийного архитектуру, избежав толп и чрезмерного шума

Попав до этого небольшого города на Львовщине зимой, в месяце, которые в этом регионе из-за климатических капризов последнего десятилетия радуют солнечной и ясной погодой, выпадает прекрасная возможность полюбоваться безлистыми аллеями сецесійної застройки центра или вслушаться в тревожный крик вороньих стай, что, словно вызванные из готической сказки, кочующие между деревьями в парках.

Соль средневековья

Самая распространенная легенда рассказывает, что почти 900 лет назад князь поселения Бич сожгли половецкие нападающие. Неподалеку от пожарища жители основали Второй Бич – Дрогобыч. Начало городу положили подземные источники соляной рапы, из которой десять веков назад стали вываривать соль. В письме Папы Бонифация ІХ (1392) к перемышльского епископа Эриха город упоминается как один из центров солеварения Европы. В период Киевской Руси через Дрогобыч проходил так называемый Великий Соляной Путь, а дрогобычскую соль поставляли в европейские государства. В Дрогобыче действует старейшее в Европе предприятие по производству соли (см. Неделю, № 10, 2009). Старая солеварня соседствует с двумя деревянными церквями: церковью Воздвижения Честного Креста с готическим шпичастими куполами (ХVI век) и церковью Святого Юра с округлыми куполами (XV–XVII века).

Стоит посетить и мастерскую известного художника-иконописца, реставратора, преподавателя Львовской академии искусств Льва Скопа. Этот седовласый художник исчерпывающе и доступно, как никто другой, расскажет о украинскую деревянную архитектуру и галицкую икону эпохи средневековья, потому что почти 25 лет занимается реставрацией здешних образов.

Культовые сооружения

Дрогобыч застроен по образцу многих европейских средневековых городов: ратуша, городская администрация – в центре, с четырех сторон света – дома ремесленников и торговцев, а по углам – храмы различных конфессий. Такое расположение сакральных сооружений олицетворяло равенство всех национально-религиозных общин города. Внутри Дрогобычской ратуши, что возвышается над городом, является древней часы с циферблатами на четыре стороны света, что отбивает каждый час.

В одном из углов находится костел Святого Бартоломея. На его стенах – многочисленные памятники, по которым можно проследить историю Дрогобыча. Мраморное убранство дверей с двумя мечами – напоминание о павших жителей города, которые принимали участие в Грюнвальдской битве. Самый большой реликт в костеле – памятник Екатерине Рамултовій, жене владельца местных солеварен, установленный 1572 года. Изображение костела Бартоломея с колокольней и памятника Юрию Дрогобычу, одному из самых известных уроженцев города, средневековому ученому, ректору Академии в итальянском городе Болонья, можно увидеть на современных открытках.

В противоположном углу площади – каменная церковь Святой Троицы, построенная в 1690 году как римо-католический костел. Украинская община города 1808 года купила у австрийского правительства храм с помещениями под греко-католическую приход и школу. В советское время здание отдали в подчинение Русской православной церкви, а с обретением Украиной независимости и переходом к УГКЦ храм превращен в приходской кафедральный собор Самборско-Дрогобычской епархии.

За километр-два от церкви Святой Троицы в сторону Трускавца находится старое кладбище. Исследователи утверждают, что дата его основания – 3 мая 1790-го. Первое, что бросается в глаза, – часовня польского супругов Карла и Каролины Нахліків. Похоронены здесь и многие другие состоятельных и образованных поляков. Также здесь расположена общая могила воинов ОУН–УПА и отдельные – других борцов за украинскую государственность.

Цвета корицы

Прилагательное «цинамоновий» с польского означает то, что с цинамона, то есть из корицы. Ауру Дрогобыча как города цинамонового цвета создают дома с темно-коричневыми фасадами. На улице Леси Украинки есть несколько зданий коричневого окраса, построенных в начале ХХ века, которые ныне относятся к корпусам Дрогобычского педагогического университета. А также старые межвоенные виллы. Некоторые обиты до половины деревом, что со временем приобрело темно-коричневого оттенка. В конце улицы – дрогобычская хоральная синагога, построенная в стиле венской сецессии. Эта монументальная постройка зияла выбитыми окнами, однако в последние годы при содействии меценатов со всего мира вернула себе крышу и время от времени служит площадкой для современных художественных выставок и проектов.

В величественном здании из коричнево-красного кирпича в начале улицы Стрыйской, построенном при австро-венгерских времен, когда помещались уездный суд, тюрьма и налоговая инспекция. После сентября 1939-го помещения занял НКВД, превратив подвал дома на тюрьму и застенок для тысяч людей, тела которых закапывали на дворе. В течение 1989-1990 годов здесь продолжались раскопки под руководством общества «Мемориал». Найдены останки около пятисот человек, которых перезахоронили на дрогобычском Поле Скорби. Тогда Площадь Рынок, усеяна раскопанной костьми убитых, пугала доказательствами бесчеловечных преступлений советской власти. Теперь в здании время от времени тоже можно увидеть людей в мантиях, однако это не судьи, а студенты физико-математического факультета Дрогобычского педагогического университета, который в настоящее время здесь содержится.

Художественные тени

В начале 2001-го в одном из старых дрогобычских домов нашли фрески известного художника и писателя-модерниста еврейского происхождения Бруно Шульца. Он является автором рассказов «Коричные лавки», написанных про свое детство, отношения в семье, которая в межвоенные годы жила в центре Дрогобыча. К сожалению, большинство фресок незаконно вывезли из Украины, сейчас они в Иерусалиме. Однако это не избавило город бруношульцівського модернистского ореола. Немало энтузиастов творчества Шульца, преимущественно из Польши и Израиля, или просто адепты мистических историй приезжают сюда, чтобы собственными глазами увидеть местность из литературных произведений кумира. Действует Музей-комната Бруно Шульца в главном корпусе Дрогобычского университета, где он в межвоенное время работал учителем рисунка.

С Дрогобычем, безусловно, также связано имя Ивана Франко, который широко использовал топонимику города в своих произведениях, в частности в «Boa constrictor» и «Перекрестных тропах». Любители литературного туризма могут съездить и до живописного села Нагуевичи за 10 км от Дрогобыча – в музей и родительскую усадьбу Ивана Франко.

Прогуливаясь Дрогобычем в мягком надвечірньому свете фонарей, в тишине, несложно отыскать Дворец искусств – не только чтобы посетить выставку, которая там экспонируется, но и чтобы насладиться красотой темно-зеленых тонов этого дома с белыми архитектурными элементами, называемого в другие времена Виллой Бьянки. На ужин стоит заглянуть в одну из местных кофеен и, конечно, не забыть попробовать известный местный продукт – дрогобычскую колбасу.

Стоит увидеть

Церковь Св. Юра – деревянный храм, перенесенный 1647 года в Дрогобыч из села Надиев (Ивано-Франковская область) вместе с колокольней. Как говорит легенда, его купили дрогобычане за ценную тогда соль. В церкви сохранился иконостас XVII века с традиционными украинскими иконами и деревянными настенными росписями.

Вилла Бьянки, ныне Дрогобычский дворец искусств, – яркий пример архитектурного стиля венской сецессии на улице Тараса Шевченко, по соседству с несколькими другими зданиями этого стиля.

Колокольня и костел Св. Бартоломея – вероятно, построены в XV веке на месте старинного замка. Возводился на фундаменте воеводских палат, которые размещались внутри замка, построенного во времена средневековой славы Дрогобыча. Частью этой фортификации была древнерусская оборонная башня XIII–XV веков, которую позже превратили в колокольню костела.

Хоральная синагога – построена в стиле венской сецессии, сейчас находится в процессе реконструкции.

Как доехать, где жить

Со Львова до Дрогобыча можно добраться маршруткой. В центре города есть гостиница «Тустань» (вул. Шевченко, 1) с недорогими одно — и двухместными номерами (от 150 грн за сутки), на окраине – отель «Лимон» (вул. Козловского, 1) с рестораном, стоянкой, сауной, бассейном, тренажерным залом, стоимость номеров – 100-400 грн. за сутки.

Немного о жителях

До Второй мировой войны Дрогобыч, как и остальных городов Галичины, населяли поляки, украинцы и евреи, а также менее многочисленные венгры и немцы. За последние 50 лет население города стала более однородной, здесь живут в основном украинцы. Действует также несколько объединений польских обществ, есть небольшая еврейская община.

РАТУША. Это здание – одна из самых высоких в Галичине

ЮРИЙ ДРОГОБЫЧ (КОТЕРМАК). Монумент ученому времен средневековья, который взял имя города

ПРОВИНЦИЯ ЕВРОПЫ. Сочетание венской сецессии с украинской роздовбаністю

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*

Последние из Общество

Говорить на языке — фарси

Фарси, также известный как персидский язык, является наиболее широко распространенным среди иранского
Go to Top