Дом, где не спят музы

Общество

 

Пожалуй, каждый второй профессиональный музыкант или просто меломан не раз переступал порог дома под номером 5, расположенный в уютном закутке площади Маркияна Шашкевича. На первый взгляд – обычный дом, ничем не выделяется среди других вокруг него… Но если зайти внутрь, оказываешься как будто в другом мире. В чем тайна магической атмосферы этого здания? Возможно, в том, что здесь, в здании главного корпуса Львовского государственного музыкального училища имени Станислава Людкевича, уже 100 лет не смолкают музы.

       

Главный корпус ЛГМУ

 

Признаюсь, мое «знакомство» с ЛГМУ длится почти 10 лет, а до сих пор как-то не было возможности остановиться и немного больше узнать об истории самого здания, отследить следы деятельности художественных организаций связанных с ней, ознакомиться с судьбами деятелей, которые работали здесь. В этом году дирекция, преподаватели и студенты подарили всем заинтересованным уникальную возможность познать увлекательную историю дома на пл. Шашкевича, 5 в связи с празднованием столетнего юбилея открытия этого здания.

 

Свой к своему, или почти кинематографическая история противостояний

 

В начале ХХ века. противостояние украинцев и поляков достигла новой кульминации. Речь шла о победе в сферах национального сознания и культуры: только утвердив их во всех возможных проявлениях, украинцы могли уверенно заявить: «Львов – украинский город». Но на то время украинская община не имела ни собственного концертного зала, ни театра, ни достойной сооружения, которая могла бы служить центром общественно-культурной жизни украинской общины. Поэтому в начале прошлого столетия в среде украинской интеллигенции Галичины остро встала проблема возведения Украинского театра и собственного здания для Общества им. М. Лысенко с Высшим музыкальным институтом при нем.

 

И строительство такого многофункционального здания было достаточно ценным. Тем более, по проекту дом должен был иметь достаточно богатое и дорогое внутреннее убранство в сецесійному стиле, автономное центральное отопление (а в те времена это настоящее ноу-хау!), искусственную вентиляцию, калорифер, электрическое освещение, прачечную, и должен был быть воздвигнутым за новейшими строительными технологиями. Откуда инициаторы взяли деньги для закупки участка под театр и самого строительства? Помогли украинские меценаты и жители Львова, ведь был объявлен сбор средств для театра. Единодушие украинской общины была такая большая, что принцип «свой к своему» довольно быстро дал свои плоды.

 

И не все было так просто. Основная сложность заключалась в том, чтобы найти место для театра, которое бы толерировала тогдашняя польская власть. После непростых поисков правления Музыкального общества во главе с Владимиром Шухевичем остановилось на площади неподалеку от костела Св. Магдалины (совр. Дом органной и камерной музыки), на которой в те дни был склад угля для нужд горожан. Но польская община враждебно встретила такие намерения, аргументируя это нецелесообразностью постройки театра (то есть развлекательной учреждения) возле храма. Чтобы не обострять конфликт и не упустить шанс на собственный театр, члены общества принимают решение начать строительство на теперешний пл. Шашкевича. После 10-летней борьбы, 12 июня 1916 года состоялось торжественное открытие здания Общества им. М. Лысенко.

 

От рапсодии Лысенко до «Вечного революционера»

 

Волею обстоятельств дом общества стал перекрестком большого количества художественных, общественных, политических, религиозных, спортивных событий жизни украинской общины Галичины межвоенного периода. Чего здесь только не было: действовал Музыкальный институт, поочередно работали три кинотеатра, проводились занятия тайного украинского университета и научные выложи общества им. П. Могилы, проходили концерты и театральные постановки, гастроли балета Василия Авраменко, здесь приветствовали митрополита Шептицкого после возвращения из российского плена, отмечали свои торжества школы им. Т. Шевченко при участии К. Малицкой и Елены Степановны, устраивали литературно-художественные вечера поэтические формации, праздновала свой юбилей газета «Дело» с Александром Олесем, происходили общественные вече, митинги и съезды политических сил, конгресс украинских инженеров и міжклубні чемпионаты по боксу. Подробно эту историю можно было послушать на лекциях преподавателя ЛГМУ Роксоланы Гавалюк в Большом Зале училища и в Стрые и Дрогобыче.

 

Еще более многогранно раскрылось здание на междисциплинарной конференции под лозунгом «Дом-шедевр, дом-символ, дом-перекресток», которая состоялась 10 мая. Она объединила профильных знатоков самых разных отраслей: архитектуры и реставрации, особенностей строительных работ, украшения интерьера (залы здания, внесенные в реестр ЮНЕСКО украшают монументальные росписи Сосенка, скульптуры Кузневича, металлические произведения Стефановский, картины Новаковского, витражи Желєнського), истории театрального искусства, кино — и фото делу, Пласта, Просвещения, НОШ, Украинского тайного университета, концертной практики и музыкального образования, истории общественно-политических собраний в здании, преподавание евритміки по системе Жака Далькроза, сотрудничества с Еврейским музыкальным обществом и тому подобное. Среди докладчиков – достойные номинированы лица, научная и гражданская позиция которых имеет вес: Олесь Нога, Любовь Волошин, Ирина Котлобулатова, Олеся Семчишин-Гузнер, Татьяна Казанцева, а. Сергей (Дмитрух), Роман Метельский, Стефания Павлишин, Владимир Грабовский, Людомир Филоненко, Мария Михальчук-Иванишин, Ярема Колеса, Мирослава Жишкович и другие.

 

Общее фото участников конференции. Слева-направо: А.Охрим, Т.Сачик, В.Гнідь, М.Михальчук-Иванишин, Н.Кос, Из.Юзюк, М.Жижкович, Н.Пузанкова, Т.Воробкевич, Из. Качмар, Л.Микулин, Н.Басараба, В.Грабовский, Я.Колесса. Сидят: Р.Гавалюк, С.Павлишин, Л.Волошин.

 

Какие интересности прозвучали? Их было немало, и чтобы не злоупотреблять Вашим вниманием поделюсь только одной. Или вы знали, какую мелодию должны были бы «петь» стены Большого зала? По замыслу автора росписей Модеста Сосенко, по ее периметру плафона должен быть начало знаменитой «Мысли» из Второй рапсодии для фортепиано Николая Лысенко. Однако впоследствии росписи довершили нотами нашего гимн «Ще не вмерла Украины». Что же мы видим сейчас? После неоднократного вмешательства в росписи советской властью был найден гениальный компромисс: вместо гимна выписали ноты хора Николая Лысенко «Вечный революционер» на текст галичанина Ивана Франко.

 

Фрагмент росписей М. Сосенка на потолке Малого Зала главного корпуса ЛДМУ ім.С.Людкевича

 

После конференции участники и гости имели возможность послушать разнообразную программу, которую к юбилею подготовили хоровые коллективы училища: смешанный хор (рук. Оксана Нижняя-Трещаківська), студенческий хор «Девичьи мечты» (рук. Надежда Поворозник), а также коллектив-побратим – мужской муниципальный хор «Гомон» (рук. Руслан Ляшенко). В завершение программы в исполнении сводного хора прогремели «Завещание» Н. Вербицкого, «Вечный революционер» и «Боже великий, единый».Лысенко.

Посмотреть концерт можно по ссылке.

 

В свете зрение

 

Центральными событиями в масштабном перечне концертов стал «Звездный триптих», три части которого состоялись в Малом зале училища 13, 16 и 20 мая.

 

Программа первого из них «Пригаслі зари» открыла для присутствующих другую грань деятелей, которых мы знаем как выдающихся педагогов, музыковедов, дирижеров, фольклористов, музыкальных критиков, организаторов музыкальной жизни. Их фамилии незаслуженно замалчивались при советской власти, а их произведения стали незваными гостями концертных программ и нотных изданий. И это не удивительно, ведь речь идет о художниках с яркой национальной позицией, участников освободительных соревнований, потомков священнических семей, деятелей украинской диаспоры, которые работали ради сохранения украинской музыкальной культуры. Прозвучали произведения В. Барвинского, С. Людкевича, Н. Нижанковского, М. Колессы, В. Безкоровайного, А. Рудницкого, Ю. Крохи, В. Витвицького, Из. Лиська, М. Гайворонского, Я. Ярославенка, Я. Барнича, С. Гумініловича, В. Флиса, И. Майчика, В. Носова.

 

Н. Майчик (фортепиано) и Н.Кульчицкая (скрипка) исполняют композицию «Верховина» Ю.Крохи. Посмотреть концерт можно по ссылке.

 

Второй концерт «Звезды между нами» подарил незабываемые минуты общения с композиторами нескольких генераций, которые присутствовали в зале. Все они – выпускники или преподаватели ЛДМУ ім. Людкевича. Некоторые авторы радуются признанию, а о творчестве других большинство слушателей даже не догадывалась. В исполнении студентов, преподавателей ЛГМУ, гостей из других учреждений или городов, или даже самих композиторов прозвучали произведения Алима Батршина, Михаила Лемешка, Мирослава Корчинского, Игоря Мациевского, Руслана Панчука, Оксаны Герасименко, Ореста Ортинский, Андрея Тішкова, Владимира Пасечника, Александра Козаренко, Ярослава Олексива, Андрея Андрушко, Любавы Сидоренко, Илоны Ельтек, Олега Рожака. Изюминкой программы стало расположение композиций по хронологии рождения авторов, поэтому начинали ее маститые патриархи, а завершили вчерашние выпускники композиторского факультета. И особенно волнительно, что среди участников были представители класса одного педагога – Михаила Лемешка, несколько поколений, ученики его учеников, а это уже целая школа.

 

В заключительном концерте-триптихе «Рассветные зори» на публичное обозрение были представлены не только музыкальные произведения студентов – учеников факультатива композиции под руководством Илоны Ельтек; художественная композиция состояла также из литературных и живописных произведений студентов – будущих знаменитых исполнителей, а также поэтов и художников.

 

И это все?..

 

А вот и нет, потому что нас еще ждал заключительный аккорд – художественная реконструкция дня посвящения здания 12 июня 1916 года. Все произошло так, как тогда. Сосредоточить внимание и прекратить милые разговоры между собой многочисленно собранную общину призвали фанфары на тему хора «Вечный революционер» в исполнении ансамбля медных духовых с балкона училища. После торжественного молебна и освящения здания, преподаватели, студенты и почетные гости направились в Большой Зал, чтобы стать свидетелями полного воспроизведения программы праздничного концерта, который состоялся столетия назад. Главным гвоздем программы был Секстет В. Барвинского. Это произведение сравнительно недавно вернулся в концертный репертуар львовских музыкантов, но изюминкой именно этого исполнения было то, что оно осуществлялось с нового нотного издания. Презентация издания Секстета Барвинского (его реализовали Владимир Пасечник и Наталья Ревакович) и его выполнение – событие знаковое, ведь именно это произведение заказал тогдашний председатель Музыкального общества им. М. Лысенко Владимир Шухевич студенту Пражской консерватории Василию Барвінському специально к открытию здания.

 

А для тех, кто не еще не имел возможности лично побывать на концертах имею хорошую новость: все они доступны в он-лайн режиме. Приятного просмотра и ждем на концертах уже в новом учебном году. Место встречи – неизменно: площадь Шашкевича, 5 – дом, где в течение века не смолкают музы.

 

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*