Гоголь + Franko = Эксперимент

Общество

Пять дней интенсивного искусства, сотня событий и взбудоражена провинциальная публика. Современное искусство и современное кино, поэтические чтения, театральные постановки, классическая музыка, известные группы, экологические тренды, ночь в театре, мастер-классы, встречи, лекции… Так виплівся масштабный международный фестиваль Porto Franko Гогольfest, что с 8 по 12 июня проходил в Ивано-Франковске. Синтез разнообразных жанров, форм и вкусов, размеров и стилей, обыденности и будущего, эмоционального опустошения и возвышения в месте силы между двух рек, что рождаются высоко в горах, встречаются на долине и создают уникальное пространство Франковска. Фестиваль прошел быстро, остались положительные эмоции от выступлений известных исполнителей, театральных премьер, творческих экспериментов, смешанные – от просмотров художественных экспозиций и муралів на фасадах. И скандал с «Известью».

 

 

Генеральным директором фестиваля выступил руководитель областного драмтеатра Ростислав Держипильский, который уже давно вынашивал идею о место силы, которое находится между двумя Бистрицями. Здесь рождаются таланты, место уникальное, не похожее на другие, считает Держипильский. Идею воплотил на фестивале, все приезжие искали здесь силу, а горожан убеждали, что она именно вот здесь, где мы живем, дышим, работаем, творим и разрушаем. О разрушении – отдельная история. На территории Дворца Потоцких, который на время фестиваля открыли для публики, разместилась еколокація. Здесь демонстрировали примеры деструктивного влияния человека на окружающую среду, раскрывали целебные свойства растений, демонстрировали екотренди.

 

Классическое искусство, которое обычно демонстрируют в самых известных концертных залах страны и мира, вынесли к одной из найметушливіших и самых обыденных городских локаций – вокзала. Здесь, среди чемоданов, суеты, грязи и туристов, которые спешили во все стороны, выступала оперная певица Елена Белкина в сопровождении оркестра местной филармонии «Harmonia nobile». Вечернее платье диссонировал с дешевой одеждой «постоянных» посетителей вокзала. Оперные арии поражали слух не привыкших к классическому искусству слушателей.

 

 

Еще одно экстравагантное сочетание изящной классики и реалий жизни – выступление президентского оркестра в городских маршрутках. Поскольку в полном составе и со всем инвентарем музыканты в транспортные средства отнюдь не втулилися бы, то ездили в одиночку. Правда, учитывая окружение, свои традиционные фраки ребята оставили для традиционного концертного формата, и играли в джинсах и обычных футболках.

 

Ивано-Франковск появился на месте древнего моря, поэтому эта территория – символ темпоральності и границы, в промежутке между грандиозными притоком и оттоком. Именно миф о море стал основой для экспозиции современного искусства в старой типографии в центре города. Представленные произведения стали неким арт-исследованию города, его истории, мифологии, цель которого – показать все это тем, кто ходит по улицам Франковска ежедневно и не замечает деталей, мгновений, иногда и самой жизни. Свое видение представили группа «Лаборатория ненаправлених действий», Дмитрий Дюльфан, Apl 315, Дмитрий Микитенко, Назар Билык и другие. Отдельно действовала фоторезиденція. Каждый художник имел возможность показать собственный ракурс на мир через призму фотолінз: потаенные уголки города, уютные дворы, многолюдные улицы, потоки машин, городскую суету…

 

 

Еще одной оригинальной арт-локацией стала галерея «Маргинесы», где кураторами экспозиции стали известный франковский contemporary-культуртрегер Анатолий Звижинский и Холдер Вендланд (Германия).

 

При входов посетителей экспозиции в «Маргинальны» встречала скульптура известного во Франковске нищего «Господин дайте пару копеек» – работы Евгения Самборского.

 

А пространство барочного костела, где находится художественный музей Франковска, на два дня превратился в «електроакустичну церковь». Здесь на поклонников творчества известных львовских художников Влодка Костырко и Евгения Равского ожидал квест: надо было найти несколько произведений «новых старых» между работами «старых старых».

 

 

Каждый вечер для широкой общественности выступали известные группы и исполнители: вдохновенный и таинственный группа «Pur:Pur» с Натой Сміріною, грациозные представительницы киевского театра «Дах» «Dakh Daughters», самобытное трио «Panivalkova», незабываемая «ONUKA», а в завершение – запрещен в соседних России и Беларуси группа «BRUTTO».

 

 

Вечерней неожиданностью стало «Ощущение присутствия» в драмтеатре. Главным условием участия в перформансе был вход в пижаме. Для гостей предложили матрасы и одеяла из железнодорожных вагонов. «Сказку на ночь» прочитал Тарас Прохасько под сопровождение ансамбля «Palimprest». Посетители возвращались домой в 7 утра с целым букетом позитива и вдохновения, ведь до сих пор закрытое пространство, куда приходили сугубо женщины в вечерних платьях и мужчины в костюмах, стал «частным», родным, близким к телу, как нижнее белье. Театральная локация, в отличие от других, была закрытой для широкой публики, вход только по билетам, установлена цена символическая. А вот спектакль «Три сестры» по пьесе Антона Чехова могли посмотреть все, кто 10 июня находился во Дворце Потоцких. Под открытым небом актеры Ивано-Франковского драмтеатра рассказали классическую историю, которая сопровождалась визуальными эффектами и хореографическими элементами.

 

 

Завершила «театральный блок» Гогольfestа шедевральная опера «IYOV» режиссера Влада Троицкого, композиторов Романа Грыгорива и Ильи Разумейко. Мистически-театральное действо с участием препарированного рояля, ударных, виолончели и солистов. На сцене находилось шесть экранов, которые отражали все перипетии обстоятельств библейского героя: адский огонь, засушливую пустыню, песчаные дюны, черную уныние и наконец свет, чистое голубое небо, когда страдания и испытания позади. А также жертвенность героя, его отчаяние, уныние, поиск смысла жизни и себя прежде всего. Опера «IYOV» создана по книге Иова из Ветхого Завета с прочтением латинских сакральных текстов. Это сочетание оперы, реквиема и оратории, где классическое пение взаимодействует с современными музыкальными инструментами, а плазменные экраны дополняют камерное пространство театрального зала. На первых аккордах публика затаила дыхание. Только когда препарированный рояль замер и замолчали другие инструменты, присутствующие вспомнили, что надо дышать. И аплодировать. В Ивано-Франковске оперу показали впервые, в целом это пятая премьера в Украине. Не обошлось без форс-мажоров: композитор Роман Григорьев вышел на сцену с температурой 39, но стойко отыграл все 75 минут спектакля.

 

 

Несмотря на пять дней интенсивно-позитивного искусства некоторые элементы фестиваля оставили у части жителей непонимание и осуждение. Муралы на фасадах старых домов в центре города, некоторые из которых являются памятниками архитектуры, вспоминают не злым и не тихим до сих пор. В соцсетях идет активное обсуждение, не знакомы с искусством ХХ века франковчане не понимают, что бы те странные, непонятные, некрасивые картинки имели бы означать? Приводят примеры аналогичных росписей за границей, в Киеве, где настенные рисунки имеют определенный смысл и смысловую нагрузку. «Продвинутые» в отношении современного искусства жители наоборот считают настенное искусство шагом вперед, потому что стрит-арт – это развитие, выход за пределы привычного быта, серой обыденности, городского однообразия. Несмотря на все равнодушие было бы хуже, а пока публика бурлит, все можно изменить, усовершенствовать или перерисовать. Сейчас художественную ценность новых муралів должен исследовать специальная комиссия.

 

 

Не остался фестиваль и без скандала. Реакция управляющего делами ОР, депутата от ВО «Свобода», экс-председателя Ивано-Франковского областного совета Василия Скрипничука на инсталляцию художника и фотографа Юрия Бакая «Известь» в помещении облсовета стала еще одним поводом для обсуждения. «Известь» имеет вид небольшого лабиринта из строительных материалов, а на стенах конструкции развешаны советские обманках, которые постоянно издают разнообразные звуки, перекрикивая то перевирая друг друга. Конструкцию расположили в помещении админздания, чтобы добавить в такой метафорический способ показать избранникам народа, что на протяжении многих лет некоторые вещи остаются неизменными: власть так же обманывает, громко давая обещания, которых не выполняет. Скрипничук не понял идею установки, начал активно возмущаться: назвал ее палаткой, Бакая – крокодилом, инцидент перерос в потасовку и угрозы со стороны чиновника «Я все это отсюда вынесу»…. На следующий день председатель ОР Александр Сыч на своей странице в фейсбук прокомментировал ситуацию относительно инцидента вокруг инсталляции «Известь», который активно тиражувався в соцсетях. Подтвердил, что он лично согласовал место установки в холле областного совета и не разделяет оценок, высказанных в отношении нее Скрипничуком, который на то время не находился на рабочем месте и не выполнял функциональных обязанностей. По его словам, управляющий делами написал заявление об отпуске с возможным последующим увольнением». Какая реакция, такой и ответ. За несколько дней в сети появилась петиция с требованием не увольнять Василия Михайловича от занимаемой им должности. Правда, особой поддержки документ не получил, кроме того, петиция на сайте городской власти, которая непосредственного отношения или тем более влияния на областную власть нет.

 

 

«ГОГОЛЬFEST» оставил по себе в городе еще один оригинальный следует: художественный проект Евгения Самборского с персоналом и пациентами Ивано-Франковской психиатрической больницы №1 «Говорит Ивано-Франковск». Художник привлек к освещению определенных аспектов жизни в городе людей с психическими расстройствами, чье присутствие в городе обычно остается за кулисами внимания рядового жителя. Так на улицах города появились 14 полотен, где «другие» наконец имеют возможность высказаться, а мы – возможность избавиться от предубеждений и стереотипов в отношении людей, практически исключенных из жизни болезнью и отношением общества.

   

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*