Легендарное племя словен

Общество

Поп-еретик – фрагмент миниатюры из рукорису XIV века

 

 

Летописные упоминания

 

В последние годы украинская медиевистика обогатилась рядом ценных публикаций о началах Киевской государства. Среди них прежде всего нужно отметить фундаментальную монографию Юрия Дыбы 1. Несколько интересных наблюдения содержит книга Алексея Толочко 2. В частности, он высказал гипотезу о литературное происхождение упомянутых в “Повести временных лет” (далее – ПВЛ) восточнославянских племен полян и словен 3.

 

Правильность гипотезы О.Толочко уже подтверждена в отношении населения Киевщины, которое по ПВЛ, якобы называлось полянами. На самом деле редактор нашего древнейшего летописания позаимствовал такой этноним от придунайских болгар, потомками которых является современная болгарская этнографическая группа “полянке” ⁴. В связи с этим набрала еще большей вірогідности давняя гипотеза Емельяна Прицака, который считал, что за книжным названием “поляны” скрываются известные Константину Багрянородному лендзяни (от ляда – необработанное поле) ⁵.

 

Болгарский генеза имеет и название словен-новґарадців. Больше всего о них идет речь в ПВЛ, окончательная редакция которой осуществлена 1118 года по инициативе проновґарадськи настроенного новґарадського и киевского князя Мстислава-Гарольда Владимировича. Они здесь фигурируют 33 раза⁶. Последний раз словене упомянутые в 1017 году, когда идентифицируются как новґарадці⁷. На самом же деле это были жители волынского Новгорода / Владимира, которых Ярослав Мудрый привел с собой для защиты Киева от печенегов весной 1017 года. В целом же события, связанные с князем и описанные в ПВЛ под 1014-1017 годами⁸, следует отнести к Волыни, потому что на то время Новґарада еще не было⁹.

 

Волынь восточные авторы в 920-х годах знали как Славию 1⁰. Название это происходит от побужського Слав’ятина / Словенского городка (впоследствии летописного города Волиня) 11, правдоподобно, именуемого міґрантами с какой-то болгарской области-славінїї. Такое утверждение подкреплено доказательством болгарского происхождения ряда древних волынских топонимов, болгарскими археологическими памятниками.

 

Владимир дал Ярославу не мифический огород «там, где черт говорит спокойной ночи», а богатое волынское город Новгород / Владимир со всей волынской землей. Располагалось оно при Западном Буге, в ключевой точке международных торговых трактов Булгар – Регенсбург и Скандинавия – Русь – Византия (через Вислу, Западный Буг и Днестр, Припять с Днепром). Первый контролировали евреи – канааніти, центр которых располагался в Праге.

 

С чешскими землями киевская династия имела родственные связи. Начал их еще князь Олег, который некоторое время жил в Моравии и имел какие-то отношения с правителями еще тогда чешского Кракова 12. Перед 964 г. на земле чешского государства совершил поход его сын Святослав 13. Вуєм Владимиру Святославовичу приходился Добрыня, купец-международник с Лібіц.

 

Выделения отцом Ярославу-Георгию Владимировичу западных земель удельной Руси, которые граничили с чешской Краківщиною, состоялось через политические и семейные причины. Матерью молодого князя была чехиня 1⁴, что доказывается и его христианским именем. На родине этой жены Владимира издавна закорінився культ святого Йиржи (Георгия, Юрия). В Праге хранилась его реликвия (правая), бл. 920 года сводится, второй в городе после Успенского костела, храм в его честь. С переносом в Святоїржіковської базилики захоронения знаменитой Людмилы там поставь пантеон Пржемисловців.

 

В 976 году с папского благословения при ней фундують женский монастырь 1⁵. Этот факт (как и основания чехинею Добравою, †977 – женой Мешко И – храма св. Юрия в польской столице Гнезно 1⁶) свидетельствует, что святой Георгий уже тогда воспринимался в Чехии как покровитель женщин. Основанием для этого стала связана со святым легенда о смоке. Потому-то Ярослав Мудрый и ввел в Киевском государстве неведомый греческой церкви праздник «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» 1⁷.

 

Сестра чешского князя Болеслава II Млада после путешествия в Рим в 976 г. привезла от Папы не только разрешение на основание женского монастыря, но и на основания Пражской епископии. Впоследствии появилась грамота, которая очерчивала границы этой епархии. Была она издана не позднее начала XI века, когда Ярослав основал город Перемышль, іменувавши его в честь чешского рода матери 1⁸. Восточные границы того владычества доходили до Стира, то есть, до восточной границы Волынского княжества. Распространение чешской церковной юрисдикции на земли языческой Руси могло произойти только через брак князя Владимира с представительницей местной династии. Вероятнее всего, Ярославова иметь чехиня держала Волынь (Червенские грады) как вино (так как Рогнеда владела Полоцким княжеством, а шведская дружина Ярослава – Ладогой).

 

Поэтому и закономерно западные земли Руси перешли к князя Ярослава Владимировича после достижения им совершеннолетия. Не имея перспектив получить киевский престол ни по праву наследования, ни по воле отца, он начал обустраивать для себя на Волыни независимое княжество. В частности, перестал передавать Киеву ежегодный (таможенный?) налог в 2000 гривен. К слову, именно в Новгороде / Владимире Ярослав-Георгий, правдоподобно, закорінив культ своего покровителя св. Юрия, который затем стал патроном города и всей Волыни 1⁹.

 

Что же до днестровского торгового пути в Византию, он, очевидно, развивался при содействии болгар – как родственников династии Володимировичів 2⁰, так и мигрантов на Волыни.

 

В 1018-1031 годах Волынь находилась под польской оккупацией. Через три года после ее возвращения в состав Киевского государства Ярослав Мудрый пошел закладывать на Волхове, в земли чуди одноименный Новґарад, очевидно, взяв с собой волынян-словен.

 

Юрий Дыба установил геополитические предпосылки основания Новґарада на далеких от Киева неславянских землях. Во времена князя Олега Русь с Балтикой вязал бугско-віслянський путь. Однако после приобщением 999 года Краківщини в Великопольше, с ростом силе Польского государства и активизации ятвягов этот путь фактически был заблокирован. В результате противостояния Ярослава и полоцкой династии возникали трудности и с торговлей по Западной Двине. Альтернативным путем оставался волховский – через новопосталий Новґарад и древнюю Ладогу. Последняя перешла под совместное владение со Швецией, представительницу правящей династии которой князь взял в жены 21.

 

В легендарной части ПВЛ говорится о происхождении новґарадських словен непосредственно с Балкан, во время общеславянского миграции потомков библейского прародителя европейцев: «….от племени же Афетова. нарѣцаємѣи Норци 22. иже суть Словенѣ. по мнозѣхъ же временѣхъ. сѣлѣ суть Словене. по Дунаєви. кде есть н[ы]нѣ Оугорьская земля. и Болгарьская. вот тѣхъ Словенъ. разидошашася по земьли … Словѣне же сѣд[о]ша около озера Илмера. и прозвашеся своимъ именемъ. и сдѣлаша городъ. и нарекоша и Новъгородъ» 23.

 

Но, несмотря на более чем столетние археологические раскопки, российским исследователям так и не удалось обнаружить на финно-угорских землях близ озера Ильмень и реки Волхов достоверных следов славян, древних за начало II тысячелетия 2⁴.

 

Зато материалы дают право видеть в летописных «словенах» относительно небольшую группу переселенцев с Волыни, которые возводили в 1030-х гг. на Волхове киевскую колонию Новґарад.

 

Позалітописні упоминания о словен

 

Древнейшее из них есть в «Русской правде» 2⁵, созданной Ярославом Мудрым сборник законов для жителей Новґарада. В первой его статье говорится: «Убиеть мужь мужа, то мьстить брату брата, любо сынови отца, любо отцу сына, любо брату чаду, любо сестриню сынови; аще не будеть, кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще ли будеть русинъ ил гридънь, любо купцъ любо ябедьники, любо мечьникъ, аще ли изъгои будеть, любо словенинъ 2⁶, то 40 гривенъ положити за нь» 2⁷.

 

В этой статье перечислены случаи возмездия за убийство: а) кровная месть родственников; б) по отсутствию кревняків в Новґараді денежное возмещение; в) денежная кара за убийство «русина» (переселенца из присущей Руси) и княжеских слуг: г) денежная кара за «изгоя» – человека, лишенного своей общественной среды 2⁸ – и, очевидно, близкого к нему по положению (возможно, по религиозным критерием 2⁹) словенина.

 

Для нас важным является констатация этим законом отличного от русинов социально (-этнического) статуса словен на время основания Новґарада.

 

О бытовании в новозаснованому городе в ХІ веке такого этнонима говорит и подпись новґарадського каменщика на поминальном кресте: «Славоне дѣлале» 3⁰.

 

Принадлежность к нетрадиционной конфессии словен подметил еще сто лет назад Л.-К.Гетц 31, но из политических соображений это обстоятельство российские историки не популяризировали. Исследователь обратил внимание на «Вопрошаніє» (конец 1140-х – 1150-е гг.) новґарадського клирика Кирика. В нем зафиксирована тамошняя церковная практика при крещении в православие: «Молитвы оглашеныӕ творити: Болгарину, Половчиноу, Чюдиноу преди крещениӕм [40] днии поста, исъ церкви исходити вот оглашеныхъ; Словѣниноу – за и [8] днии» 32.

 

Прежде всего нужно объяснить термин «половчин». В этом источнике не говорится о одноименный тюркское племя, с которым Новґарад в те времена не имел никаких отношений. В свойственной Руси «половцами» называли кочевников с противоположной Киеву берега Днепра. Сначала так величали печенегов 33, со временем название закрепилось за тюрками куманами. Такой термин происходит от церковнославянского «об онъ полъ» / «на том берегу» 3⁴. В Новґараді правобережная Торговая сторона, где жили словене, называлась еще и Вон-Пол 3⁵, а ее жители – «ониполовичи», «ониполовицы», то есть жители противоположной от Софийской стороны с ее детинцем и кафедральным храмом берегу реки 3⁶.

 

Исходя из этимологии слова «половчин» возможны два варианта толкования этого фрагмента. В первом случае речь идет о «болгарина половчина», то есть не балканских болгар, а волжських булгар (со стороны Волги). Или же это касается чудинів и словен, живших на другом берегу Волхова. Чудь в этом случае является собирательным этнонимом для коренного финно-угорского населения края и города 3⁷.

 

Итак, согласно «Вопрошанієм», за новґарадською церковной практикой середины XII в., волжский булгарин-мусульманин и чудин-язычник воздерживались от скоромного сорок дней. Зато для словенина перед крещением предназначался восьмидневный пост, так же как и латинянину 3⁸. Таким образом утверждалось «неправильное» / «недостаточное» христианство словенина.

 

Как видно из антиєретичного слова «О посте к невежам» аналогичное трактование части новґарадців было актуальным еще в XIII веке. В нем бесы якобы восхваляли тех христиан, которые разжигали для них бани и оставляли еду. Нигде больше так не чествовали нечистых: «мы же походили по болгаромь. мы же по половцемь. мы же по чюди. мы же по вятичемь. мы же по словѣном. мы же по инымъ землямъ, ни сяких людїй могли есмы наити к семоу добрую и ч[е]сти. и послушанїю. яко сіи ч[е]л[ове]ци» 3⁹.

 

О принадлежности словен к нетрадиционной конфессии говорится в одном из списков ПВЛ. В Радзивилівському летописи (Волынь, конец 1480-х гг. ⁴⁰ ) Цитируемый выше выражение «нарци еже суть Словѣне» заменен на «нарицаеми иновѣрци, еже суть словене» ⁴1. В этом случае, очевидно, сыграла роль традиция о другую веру реальных новґарадських словен. В условиях північноруського города это могли быть потомки переселенных из Волыни болгарских богомилів.

 

Богомили на колонизированных землях русинами

 

Это еретическое движение возникло в Болгарии в начале Х века. Одной из его идейных підоснов стало павликіансько-дуалистическое учение. Балканская ересь в этом же веке распространилась в свойственной Движении, а следовательно – и на покоренных Киевским государством землях угро-финских и балтских племен.

 

Так, община еретиков в Суздале существовала уже 999 года. Об этом говорится в Новґарадському кодексе, сборнике псалмов и произведений религиозного содержания. Написаны они на четырех восковых страницах ⁴2, которые по радиоуглеродным анализом датируются периодом между 980 и 1050 годами.

 

Страница Новгородского кодекса

 

 

 

Здесь владелец кодекса записал: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ [999] азъ мънихъ исаакии поставлєнъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъвє святаго александра армєнина: алєксандръ же армєнинъ прѣподобьныи воинъ вєлии бѣашє х[ри]стовъ: сєму покланяємъ ся и сємоу въздаємъ хвалу и чъстъ и прѣклонєниє и молитвы за него съвршаємъ и просимъ господа в съдравии его и прошєния наша благоприятное сутъ господєви нашєму ис[ус]оу х[ри]с[т]оу: отъ рода лаодикииска арєопагитъ фракиискъ настоятєлъ обитѣли жєлѣзныя горы митрополитъ константина града прєзвутєр пророка Даниила» ⁴3.

 

Анатолий Железняк на основании анализа скопированных текстов резонно считает владельца кодекса сторонником павликіанської или богомильської ереси⁴⁴. Что же до упомянутого святого воина Александра, то здесь, возможно, речь идет о армянина по происхождению святого Александра Константинопольского патриарха († 430). Если же слово «воин» в этом тексте использовано не в аллегорическом смысле – имеем дело с одноименным римским солдатом, казненным в начале IV века. Его судили в фракийскому Филипополі (болгарский Пловдив). А именно в этот город византийский император Иоанн Цимисхий бл. 970 года переселил тысячи армян-павликиан, славных своим военным мастерством. Они и могли взять себе покровителя общины такого святого.

 

Нет оснований утверждать о еретические мотивы суздальского бунта 1024 г., который Ярослав Мудрый притлумив, «изьима волъхвы. расточи а другия показатели» ⁴⁵. Через семь лет после этого события князь начал строительство Новґарада, и поэтому, вполне вероятно, что Исакий перебрался туда⁴⁶.

 

Дуалистические взгляды богомилів открыто задекларированы во время выступления ростовчан 1071 года⁴⁷. Подавлял его Ян Вишатич, так же жестоко, как это сделал его прапрадед Добрыня с богомилами в волынском Новгороде.

 

В Ростово-Суздальской земле богомильські традиции хранились долго, ведь балканских еретиков упомянуто еще в достаточно поздних тамошних синодиках, Вологодському (конец 1530-х гг.) и Ростовском (1642) ⁴⁸. У них также подвергается анафеме какой-то «Еремѣя попь суздальскій» ⁴⁹. Записан он после болгарских и греческих богомилів Х–ХІ века. ⁵⁰ И перед ярославськими монахами Корнилием и Зосимой, которые приняли «бохмичеську веру» (1262) ⁵1.

 

Правдоподобно, этот священник идентичен високоосвіченій лицу из ближайшего окружения смоленского правителя Мстислава Давидовича. Князь отправил с торговым договором 1229 года послами в Ригу и на Готский берег «своего лоучьшего попа еремея и съ нимь оумна моужа пантелья ис[с]воего гор[о]да смольнеска» ⁵2. Именно нетрадиционными религиозными взглядами клирика или же выездом в Суздаль можно объяснить отсутствие в других вариантах договора похвальных слов в его честь. У них соответствующий фрагмент набрал уже совсем другой вид: «…свое моуже геремѣя попа пантѣлѣя сътьского вот смолнянъ» ⁵3.

 

К слову, во втором десятилетии XIII века. в Смоленске произошел громкий церковный конфликт. Известный местный проповедник, монах Авраамий выступил против ігуменської власти, за что был обвинен в чтении «глубинних книг», то есть каких-то еретических произведений⁵⁴.

 

Современником смоленского «лучшего попа» был некий Иеремия Русин, что в 1227 году создал «Русская летопись». Уникальные упоминания о нем есть в исторической труда 1601 года хорвата Марка Орбіні⁵⁵. Не исключено, он идентичен нашему герою.

 

В 1375 году ростовский монах Дорофей на основании антибогомильського произведения Козьмы Презвітера составил компиляцию «О Богумиле попе» ⁵⁶. В ней приведены и подвергнуты критике высказывания еретиков против Крестного Древа. Появление этого произведения, очевидно, была инспирирована тогорічною трагедией в Новґараді, где горожане утопили нескольких стрігольників. Синхроність двух событий косвенно подтверждает предположение некоторых исследователей о богомильські влияния на этот новый еретическое движение⁵⁷.

 

Возник произведение по инициативе известного тогдашнего книжника, суздальского епископа Дионисия⁵⁸. В конце 1381 года он прибыл из Константинополя, имея полномочия патриарха на ликвидацию ереси стрігольників в Новґараді и Пскове. Владыке в Царьграде подарили частицы Животворящего Древа и «Страсти Христовы» (доли орудий, которыми мучили Спасителя, в частности, тернового венца). Именно такие реликвии, без сомнения, должны были стать действенным орудием в борьбе против богомильської негації сакральности Креста.

 

И в более поздние времена в этой земле борьба с богомильськими взглядами не теряла актуальности. Поэтому-то когда в 1490-х годах в Новґараді возникло еретическое движение зжидовілих («жидовствующих»), тамошний иерарх обратился к бывшему ростово-суздальского владыки с просьбой предоставить ему различные произведения и, в частности, ”Беседы Козьмы Презвітера” ⁵⁹. Необходим рукопись он держал для копирования, и был он, вероятно, очень древний – с XI века. – и новґарадського происхождения⁶⁰.

 

На колонизированных русинами территории в Новґараді возник хронологически второй богомильський очаг. Об этом свидетельствуют, кроме уже приведенных выше сведений, обнаруженный археологами Новґарадський кодекс, затерянный во времена строительства города, то есть в 1030-х годах.

 

Подтверждает бытование в Новґараді протяжении веков богомильських взглядов повествование о подавлении Добрыней и его родственником Путятой выступления богомилів, которая сохранилась в российском Иоакимовской летописи (1630-е гг.). Трагедия, которая произошла в Новгороде / Владимире, была здесь приспособлена к российского города. Этому, в частности, способствовало то обстоятельство, что оба имели похоже природно-географическое положение, в частности, через них протекали реки (Луга и Смоча, Волхов). В летописи появились новые искусственные детали: воины-ростовке (в первоначальном тексте, очевидно, речь шла о вар’ягів-росов из волынских приволодимирських Русович / Росович ⁶1), Преображенский храм (культ Иисуса Христа в Движении закорінюється лишь с середины XIX века ⁶2). Кровавая драма были привязана уже к новґарадських Большого моста ⁶3 и торговице на Славенському конце, где, возле двора Ярослава Мудрого проходили городские веча. Летописец перенес выступление волынских богомилів именно на заселен словенами квартал города, тем самым намекая на их єретизм. Бытование первоначальной версии передачи среди части новґарадців еще в XVII века. и «заметное ударение на негативном стороне крещения» ⁶⁴ удостоверяет их симпатию к своим предкам словен-богомилів.

 

Выводы

 

Утверждение проновґарадського автора “Повести временных лет” о миграции словен с Балкан на земли угро-финских племен расселение славян не соответствует действительности. Эта относительно небольшая группа строителей Новґарада, перебралась сюда с Волыни/Славия/Словенской земле в 1030-х годах. Летописец намеренно изобразил их как многочисленное племя для доказательства исконной «слов’янськости» чудських земель вокруг Новґарада, на самом деле приобщенных к Киевской державы довольно поздно, потому что лишь в начале XI века. Эта группа строителей принесла с собой и этноним, который происходил от одного из названий Волыни. Позалітописні источники определенно констатируют различие в этом північноруському городе между ними и русинами, автохтонами на землях свойственной Руси.

 

Правдоподобно, значительная часть переселенных словен была болгарами-богомілами и русинами, последователями этого еретического учения, которое бытовало в Новґараді в течение еще нескольких веков.

 

Надеюсь, что высказанные мной утверждения со временем подкрепят результаты антропологических исследований материалов из Нижного Подунавья, Славятина / Волиня и Славенського конца в Новґараді; выявлены болгаризми в новґарадських берестяных письмах и российских списках “Бесед Козьмы Презвітера”.

 

© Игорь Мицко

 

31 мая 2016 года

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Дыба Ю. Родина Святого Владимира. Волынская земля в событиях Х века (Междисциплинарные очерки ранней истории Руси – Украины). – Львов, 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B48fWGjQRwmCMUZnMm9kWGlaVDA/view?pref=2&pli=1

2 Толочко А. Очерки начальной Руси. – Киев, С.-Петербург, 2015; Мицко И. Новые монографии про древнюю Украину // Збруч. – Львов, 2015 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zbruc.eu/NODE/45585

3 Толочко А. Очерки… – С. 82-85.

⁴ Мицко И. Болгарское корни Владимира Святославовича // Збруч. – Львов, 2015. – С. 16-17. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zbruc.eu/node/41310.

⁵ Прицак Е. Lenze-nin — Константина Порфирородного // Сборник в честь проф. д-а Юрия Шевелева. Symbolae et honorem Georgii Y. Shevelov. Научный сборник. – Мюнхен, Украинский свободный университет, 1971. – Т. 7. – С. 351-359.

⁶ Никольский С.Л. О дружинном праве в эпоху становления государственности на Руси // Средневековая Русь. – Москва, 2004. – №4. – С. 26.

⁷ Летопись Русская. За Ипатским списком перевел Леонид Махновец. – Киев, 1989. – С. 88 (комментарий №2 Л.Махновца).

⁸ Куза А.В. «Повесть о князе Ярослав и о мужах новгородских» // Древняя Русь и славяне. – Москва, 1978. – С. 233-239.

⁹ Новґарадський фальсификатор начала XII века. пристроил волынские события к несуществующему на то время северного города. У него 1015 года «варязи же мнози бѣху оу Ярослава, и насилье творяху Варязи Новгородцемъ и женамъ ихъ. И въсташе и рекоша Новгородци: «сего мы насильа не можемъ терпѣти»; и събрашася в нощь, избиша Варягъ въ дворехъ Поромонѣ. И разгнѣвашася Ярославъ, и шедъ на Ракомоу, сѣдѣ въ дворѣ, пославъ к Новгородцемъ…» (Полное собрание русских летописей. – Петроград, 1915. – С.106; Полное собрание. – Т. 2. – Ствп. 127). Резиденцию владимирских князей Х–ХІІІ вв. с. Рай (Златогорский В., Демедюк С. Исследования Шацкого городища на Волыни в 2009 году // Прошлое и современное Волыни и Полесья. Страницы истории Камень-Каширщины. Научный сборник. – Луцк, 2010. – Вып. 37. – С.245-250) редактор перелицевал на Ракомо, ничем не примечательное приновґарадське село. Волынский Поромонів двор (современное село Паромов), расположенное вблизи варяжских поселений Русова, Русович, Низкенич и Осмилович (Дыба Ю. Батьквщина… – С.401, 395, 396), он поместил в Новґараді.

1⁰ Дыба Ю., Мицко И. Несуществующий поход 981 г. князя Владимира на ляхов / Старый Луцк. – Луцк, 2015. – Вып. ХИ. – С. 33. Электронный ресурс] / Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B6N5SIwTknpJYUJZMUdlbFFWdmM/view?pref=2&pli=1

11 Дыба Ю. Родина… – С. 289.

12 Мицко И. Генеалогическое дерево наших древнейших правителей // Збруч.- Львов, 2015.-С. 6. Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://zbruc.eu/node/33365.

13 Крипьякевич И.П. Галицко-Волынское княжество. – Киев, 1984 – С. 62-63.

1⁴ Мицко И. Украинско-чешские связи и история Подгорье Х–ХІ веков// Пятые «Ольгины чтения». Плиснеск 7 мая 2010 года. – Львов-Броды, 2011. – С.63.

1⁵ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cs.wikipedia.org/wiki/Bazilika_svat%C3%A9ho_Ji%C5%99%C3%AD,

https://cs.wikipedia.org/wiki/Kl%C3%A1%C5%A1ter_svat%C3%A9ho_Ji%C5%99%C3%AD_(Praha))

1⁶ Swastek J. Jerzy, Jerzy z Kapadocji // Encyklopedia katolicka. – Lublin, 1997. – T. 7. – Stlp. 1221.

1⁷ Мицко И. Культ святого Юрия (Георгия) в Украине и древнейшая история львовского Святоюріївського монастыря // Мицко И. Статьи, написанные после изгнания из Института украиноведения НАН Украины. – Львов, 2000. – С.22.

1⁸ Это город еще не упомянуто в грамоте, хотя в ней фигурирует его река.

1⁹ Мицко И. О происхождении герба Волыни / Старый Луцк. – Луцк, 2009. – Вып.5. – С. 50-58. Свидетельством давнего бытования в Владимире мифа об освобожденной царевны есть речушка Смоча, название которой намекало на поток, к которому легендарный змей якобы не допускал людей. Во Владимире был также давний Святогеоргіївський храм (Терский С. Княжеский город Владимир. – Львов, 2010. – С.86).

2⁰ Мицко И. Болгарское корни Владимира Святославовича // Збруч. – Львов, 2015. – С. 1-31. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zbruc.eu/node/41310.

21 Дыба Ю., Мицко И. Несуществующий поход… – С. 38-39. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B6N5SIwTknpJYUJZMUdlbFFWdmM/view?pref=2&pli=1.

22 Под «норцями» имелись в виду славяне, которые поселились на землях римской придунайской провинции Норика.

23 Полное собрание. – Т. 2. – Ствп. 5. По техническим причинам здесь и далее в скобах расположены пояснительные тексты, пропущенные буквы; выносные буквы возвращаются в строки. Из-за отсутствия в шрифте Georgia определенных древних букв их заменили современными элементами.

2⁴ Лебедев Г.С. О времени появления славян на Северо-Западе // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего Средневековья. – Ленинград, 1982. – С. 29-39; Санкина С. Этническая история средневекового населения Новгородской земли по данным антропологии. – Саарбрюкен, 2012. К сожалению, в последней из работ не привлечены материалы из Новґарада.

2⁵ Это свидетельство Алексей Толочко проочив, на что ему было указано: Щавелев А.С. Славянские «племена» Восточной Европы Х – первой половины ХІ века: аутентификация, локализация и хронология. – С.-Петербург, 2015. – №2. – Июль–декабрь. – С. 119.

2⁶ Выделен жирной шрифтом фраза, очевидно, была вставлена, потому что для предыдущей группы не указана сумма штрафа.

2⁷ Зимин А.А. Правда русская. – Москва, 1999. – C. 358, 366.

2⁸ Правда русская. – Т. 2. – Комментарии / Составившего Бы.В.Александров, В.Г.Гейман, Г.С.Кочин, Н.Ф.Лавров и Б.А.Романов, под ред. Бы.Д.Грекова. – Ленинград, 1947. – С. 32-57; Никольский С.Л. В дружинном правое… – С. 26-30.

2⁹ Юрий Дыба в частной беседе высказал предположение, что во фразе «аще ли изъгои будеть, любо словенинъ» речь идет об одной группе людей.

3⁰ Рождественская Т. В. Воймерицкий крест // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под общей редакцией Е.А.Мельниковой и В.Я.Петрухина. – Москва, 2014. – С.147.

31 Правда русская. – Т. 2. – С. 37 со ссылкой на: Goetz L.-K. Das russische Recht = Russkaia pravda . – Stuttgart, 1910. – B. 1. – S. 130.

32 Русская историческая библиотека. – С.-Петербург, 1880. – Т. 6. – Ствп. 36.

33 Полное собрание. – 1862. – Т. 9. – С. 67, 68; Полное собрание. – 1908. – Т. 2. – Ствп. 112.

3⁴ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – Москва, 1971. – Т. 3. – С. 142; В Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. – Москва, 2001. – Т.2. – С.558; Скржинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в средневековье. – С.-Петербург, 2000. – С.80-81, 87-89.

3⁵ Прозоровский Д. Великий Новгород. По четырем новгородским летописям, с дополнением по другим источникам до конца первой четверти ХVIII века. – С.-Петербург, 1887. – С.53-54.

3⁶ Васильев В.Л. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнейшие деантропонимические образования). – Великий Новгород, 2005. – С. 286.

3⁷ Судя из названия, два древнейшие новґарадські ”конце” Софийской стороны – Неревском и Человек – заселяли соответственно представители балтийско-финских племен воде и вєсі. На более позднем Загородському конце была Чудєнцова улица (Яйченко В.П. Прибалтийско-финская микротопонимия этнонимического образования в древнем Новгороде // Вопросы финно-угорской ономастики. – Ижевск, 1989. – С. 131-132, 133-137, 137-138).

3⁸ Русская историческая библиотека… – Ствп. 26.

3⁹ Гальковский Ы. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – Москва, 1913. – Т. 2. – С. 15; Памятники общественной мысли Древней Руси. – Т. 1. – Домонгольский период / Составитель, автор вступительной статьи и комментариев И.Н.Данилевский. – Москва, 2010. – С.246.

⁴⁰ Толочко А. «Не преступати предела братская» (об источниках миниатюр Радзивиловской летописи) // Ruthenica. – Киев, 2014. – Вып. 12. – С. 70.

⁴1 Полное собрание… – Ленинград, 1989. – Т. 38. – С. 12.

⁴2 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородский_кодекс.

⁴3 Зализняк А. А. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI века, найденного в 2000 г. // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Любляна, 2003 г. Доклады российской делегации. – Москва, 2003. – С.209.

⁴⁴ Там же. – С.207.

⁴⁵ Полное собрание… – Т. 2. – Ствп. 135. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Суздальское_восстание_1024_года.

⁴⁶ Зализняк А. Проблемы… – С. 207.

⁴⁷ Полное собрание… – Т.2. – Ствп.166 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ростовское_восстание_1071_года.

⁴⁸ Никольский К.Т. Анафемствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. – С.-Петербург, 1879. – С. 179.

⁴⁹ Бегунов Ю.К. Козма Пресвитер в славянских литературах. – София, 1973. – С. 57.

⁵⁰ Там же. – С. 122-123.

⁵1 Там же. – С. 57.

⁵2 Смоленские грамоты XIII–XIV веков / Подготовили к печати Т.А.Сумникова и В.В.Лопатин. – Москва, 1963. – C. 20, 25, 30.

⁵3 Там же. – С. 40, 45, 35.

⁵⁴ Рыбаков Б.А. Смоленская надпись XIII. о «врагах-игуменах» // Советская археология. – Москва, 1964. – №2. – С. 179-187; Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX–XIII вв. – Москва, 1980. – С. 243-245; Назаренко А.В. Авраамий Смоленский // Православная энциклопедия. – Москва, 2007. – Т. 21. – С. 178-179.

⁵⁵ Orbini M. Il regno degli Slavi hoggi corrotamente detti Schiavoni. – Пезаро, 1601. – P. 96; Орбини М. Славянское царство. – Москва, 2010. – С. 116. В другом месте своей книги он утверждает, что Иеремия Русин скопировал определенный викутий на камне надпись, которую он якобы обнаружил, когда сопровождал посла Московского правителя к императору в Вену (Orbini M. Il regno… – Г.104; Орбини М. Славянское царство… – С. 128). То есть, автор (здесь «Летописи Московии»!) якобы жил уже в конце XV или в XVI века. , когда были навязаны дипломатические отношения между Московским княжеством / царством и Священной Римской империей Германской нации. По моему мнению, эта ошибка / намеренная фальсификация? была навеяна книгой посла в России Сигизмунда Герберштайна „Записки о Московии (Rerum moscoviticarum commentarii, казалась от 1549 г.).

⁵⁶ Бегунов Ю. Козма… – С. 115.

⁵⁷ Алексеев А.Ы. К изучению ереси стригольников // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – Москва, 2004. – № 4(18) . – С. 22-34.

⁵⁸ Прохоров Г. М. Дионисий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А–К . – Ленинград, 1988. – С. 187-191; Флоря Б.Н. Дионисий (митрополит Киевский) // Православная энциклопедия. – Москва, 2007. – Т. 15. – С. 241. В 1377 году по его благословению был переписан Лаврентіїський летопись.

⁵⁹ Бегунов Ю. Козма… – С. 114, 116, 117.

⁶⁰Бегунов Ю.К. Болгарский писатель X в. Козма Пресвитер в русской письменности конца XV – начала XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. – Москва, 1963. – Т.19. – С.292, 293.

⁶1 Дыба Ю. Родина… – С. 81, 396. Ростовцев крестили только в XI – начале XII веков (Там же. – С. 322)

⁶2 Мицко И. Давние украинские монастыри в честь Преображения Иисуса Христа // Лавра. – Львов, 1999. – №8. – С. 42-45.

⁶3 Возможно, к этому спричинилось драма 1375 года, когда именно с этого моста горожане сбросили еретиков стрігольників.

⁶⁴ Дыба Ю. Родина… – С. 322.

 

 

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*