Мяч на поле: что он с нами делает?

Общество

 

Почему нас манит футбол, а болельщики ведут себя так, как ведут себя? О социологии игры с кожаным мячом рассказал гіссенський исследователь Кристиан Наґло (Kristian Naglo).

Болельщики сборной Украины. Фото: РБК-Украина

 

— Доктор Наґло, начнем с карикатуры: за мячом по маркирующему газоне бегают 22 взрослых мужчин, как маленькие дети, за ними следит гувернантка, оснащена свистком и головной гарнитурой. На трибунах – карнавал, который сопровождается подростковым поведением: ярко разрисованные болельщики поют, прыгают, а после определенного количества алкоголя задираются и, в конце концов, дерутся.

 

— Вы назвали несколько важных аспектов. И вопрос, почему футбол является таким популярным, остается открытым. Мне кажется, что однозначно хорошо описанный в литературе факт: немало людей сами играют и понимают эту игру теоретически и физически. Грубо для футбольной игры вам не нужно какое-то особое место или специальное оснащение: жестянка легко заменяет мяч, ее можно копать обычными ботинками в ворота дома, что будет символизировать ворота – зато в американском футболе или поло вам понадобится такой себе квазірицарський доспех или лошадь. То есть большинство зрителей может оценить то, за чем наблюдает. Это делает игру более привлекательной. Исторически важными для популяризации игры, прежде всего в Англии, были также быстрая коммерциализация и профессионализация футбола, начавшиеся со второй половины XIX века.

 

Несомненными есть и те обстоятельства, которые вы назвали. Во время игры царит «свобода» вести себя определенным образом, то есть делать то, что хочется: ссориться и ругать соперника или рефери. Алкоголь, конечно, играет важную роль, это мы даже сейчас наблюдаем. Неслучайно, что команды разыгрывают Кубки – раньше их наполняли.

 

— Во время игры застаивается и накапливается агрессия, не так ли? Все же находятся в ограниченном пространстве – на стадионе, где попадают в своеобразный собственный мир.

 

— При определенных обстоятельствах да, это имеет место. И по моему мнению, тесное пространство усиливает восприятие настроения. Целое становится громче, тогда болельщики получают так сказать физическое ощущение единства. Они поют одну и ту же песню и одеты одинаково. А насчет агрессии: мотивы пойти на стадион у людей очень разные, и, несомненно, агрессия также среди них. Кто-то требует полной свободы действий, чтобы сделать то, что в повседневной жизни сделать не может, просто говоря, оторваться на полную, правда в определенных пределах.

 

— Но вернемся от отрицательного до положительного, как сначала.

 

— Что же делает футбол особенно привлекательным и питает чувство удовлетворения? Это игра ногами – так игроки не могут в полной мере контролировать ход событий. Это делает игру разнообразной. И случай играет важную роль, несмотря на все попытки детально спланировать ход игры, разработать так называемый план матча.

 

— Что интересного в футболе для социологов? Взаимодействие между игроками, зрителями или публикой и командой?

 

— Социологи как ученые, анализирующие общество, интересуются всеми этими вопросами, ведь так проявляются идентичности. Кроме этого, на примере футбола можно наглядно объяснить, как образуется команда и возникают конфликты. Игра дает возможность продемонстрировать, что футбол как спорт досуг является своеобразным миром неполного рабочего дня. Участники, независимо от ролей (игроки, зрители или судьи), попадают к этому миру лишь время от времени. И этот мир футбола пересекается с другими, например с сельским или религиозным и профессиональным, мирами игрока. На взаимодействии зрителей (публики) с игроками ученые сосредотачиваются относительно редко, но сейчас она может стать более интересной, ведь противостояние зрителей и игроков наблюдаем все чаще.

 

— Покиньмо на минутку поле игры и посмотрим на «наросты» футбола: мерчандайзинг и хулиганское движение. Футбол стал товаром. Это начинается с коллекционирования карточек и стикеров.

 

— Мой сын, которому три с половиной года, собирает эти картинки, и в его возрасте ты согласен в принципе на все. Даже в мое время альбомы были важными, но не такие вездесущие. С начала 90-ых годов ХХ века игра сильно изменилась – она стала глянцевым продуктом. Это заодно и глобальный продукт снова и снова рекламируют, чтобы потом продать в всех возможных сферах. Альбомы, по моему мнению, свидетельствуют, насколько хорошо это работает.

 

Здесь можно провести параллель с рекламой какого-то блокбастера, где система мерчандайзинга практически не привязана к содержанию фильма, что стал скорее второстепенным. Футбол продают как чистую игру с игроками, имеющих классные прически и тату, что ведут себя круто и в то же время обдуманно и дисциплинированно, – так представляют привлекательный товар. Изображение хулиганов, устраивающих беспорядки на трибунах, как мы сейчас наблюдаем во Франции, конечно, его отравляют. Однако нужно критически заметить, что с начала 90-ых годов медиа определяют наше восприятие игры как глянца.

Фото: Nebojsa Markovic (фрагмент).

— Как можно описать эту «отраву» – хулиганов? Это проблемная часть общества?

 

— Члены хулиганских группировок не всегда нуждаются в уходе», как безработная молодежь, они принадлежат к различным общественным слоям. Хулиганами становятся вполне нормальные родители, в том числе и адвокаты – люди, которых можно описать, скорее, высшим средним классом, а не лицами, у которых не сложилась жизнь. И правый радикализм движения, постоянно растет, играет важную роль. То есть потенциал разочарования и агрессии может накапливаться. При определенных условиях участники хулиганских движений хотят драться, и драки они организуют в связи с футбольными матчами, в них они высвобождают свою агрессию, нападая друг на друга в соответствии с определенными относительно четкими правилами. В то же время не нужно переоценивать этот феномен: хулиганские драки происходят спорадически вокруг определенных событий, а потом их раздувают в сми.

 

— На чемпионате мира 1954-го и 1974-го этих людей не было.

 

— Хулиганы возникли в Англии в конце 60-х – начале 70-годов. В принципе это очень модернистское движение, в котором, кроме прочих, просматриваются образцы архаической культуры. Им свойственна сильная линия поведения, определенный дресс-код, а также кодекс действий во время драк. В 80-ых годах хулиганы стали обсуждаемой проблемой прежде всего европейского футбола, особенно в Англии. После присоединения к так называемой Доклада Тейлора в начале 90-ых (документ, спровоцированный последствиями трагедии на Гіллсборо) здесь полностью изменилась футбольная культура, в частности на стадионах запретили секторы для просмотра игры стоя, а в 1992 году основали премьер-лигу. Фаны, которые устраивали драки, непосредственно прилагаемые к принятию этих решений. Но выступать в группах, особенно одеваться и прибегать к насилию, независимо от результатов игры, – это относительно молодое явление.

 

— И теперь снова на поле для игры: кроме вратаря, рефери кажется публике важнейшим лицом. Собственно его часто критикуют.

 

— Это можно объяснить тем же механизмом, что приносит удовольствие зрителям: каждый имеет хоть какое-то представление об игре. Правила довольно простые, по сравнению с регби, крикетом или хоккеем, несмотря на то в каждой ситуации интерпретировать их сложно. И так появляются разные мысли. Футбол – это соревновательный вид спорта, его творят два контрагенты, то есть две команды. Естественно, что одна сторона конфликта будет объяснять правила иначе, чем другая. По моему мнению, здесь прежде всего речь идет о восприятии. Рефери оказывается в невыгодной позиции, когда не критикуют только один его свисток, оповещающий о начале игры.

 

Bernhard Mackowiak
Was der Ball auf dem Feld mit uns macht
Spektrum.de, 21.06.2016
Зреферувала Соломия Кривенко

 

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*