Ограниченная безграничность: «Океан Эльзы»-2016

Общество

19 мая «Океан Эльзы» презентовали свой новый продукт – альбом «Без границ». «Когда вместе – мы сильны. Когда сильные – мы вместе» – так охарактеризовал новую пластинку группы Святослав Вакарчук во время презентации альбома в эфире интернет-радио «Сковорода», «Аристократы» и «Radio More.FM». Что тут скажешь – не каждый день самая популярная группа Украины презентует что-то свежее. А тут аж 11 новых треков. Праздник? Праздник! Едва дождавшись появления альбома на «Звуковой облаке», я уселась к прослушиванию.

 

 

И название «Без границ», и обложка альбома красноречиво намекают, что слушателя прохано в внеземные миры музыкального наслаждения. Первый трек альбома имеет мало ориґінальну название «Отдай мне свою любовь». И уже с первых аккордов композиции то понимаешь, что тебя ждет не приятный музыкальный сюрприз, а старые песни о главном. «Целуй меня так свободно и так жадно» сразу подсознательно навевает «где я был, когда тебя такую нетронутую» (не спасло даже то, что Славик сам исполнил в «Отдай мне свою любовь» гитарное соло). С легким осадком в ушах идешь альбомом дальше. Второй трек подтверждает худшие опасения: «Не уходи» – еще одна классика в стиле «Без боя». «Так просто получилось», – поет Вакарчук, и понимаешь, что он в чем-то чертовски прав, и что даже ангелам удается далеко не все. Вообще, когда слушаешь альбом, постоянно ловишь себя на том, что где-то ты уже слышал и про этот чай, о жизни, и о солнце, и о том, что «столько людей и машин», да и все эти «обними», «не уходи», «не оставляй» и «не покидай» где уже случались – то в учебнике литературы за 8-й класс, то в текстах того же «ОЭ».

 

«Источник». Музыка и дальше идет пустым однообразным фоном на фоне текстов о вечном – сердце, чайка, счастье и безразличие дней. Хотя «каждый день волшебство любви действуют» – это уже даже не Вакарчук, а целый Поплавский. «Солнце» – флешбек к «Не опускай свои очи». Настраиваешься на лучшее, но слышишь те же предполагаемые «океанівські» музыкальные ходы и переходы и наслаждаешься лирикой в стиле «не закрывай наших светлых окон» – из серии про «горит старый балкон», и даже рифмы. …А где «Кавачай»?.. Где «Фиалки», «Янанебібув», где «Коко Шанель»?.. Где «Океан», который мы любим?..

 

В Украине действует негласное правило: нашел золотую жилу, забил слушательское нишу – и сиди, не рыпайся. «ОЕ» оно не обошло – стадионы фанатов, бешеный успех и вечно молодой Слава в потертых джинсах и жилетке на голое тело построили себе, казалось бы, непоколебимую ґлорію, способную обеспечить группа стадионами и гонорарами еще на 20 лет вперед. И что-то пошло не так в королевстве Датском, и музыка, которая раздолбанным гитарным звучанием вынесла «ОЭ» на их собственный Эверест успеха, похоже, перестала быть результатом, а стала орудием. Если двадцать лет назад разболтанности чувств «Не спрашивай» просто сносила крышу недозрілій пионерии и даже перезревшими муз-скептикам, то сегодня занудный лиризм «Не уходи» заставляет разве что передернуть плечами. «Вагончик тронулся, перрон остался»…

 

 

Поехали дальше – актуальный ныне блок «о войне». «Мгновение». Композиция в стиле кобзарей-лирников. Не известно, что хуже – пластилінність музыки и душная помпезность текста или то, что эта волынка длится более 5 минут. Очевидно, что хотелось поразить и растрогать. Переборщили и пересолили слезами. «Не твоя война» и «Эверест» – добротный, как кирзовые сапоги, поп-рок «под фирму», особенно «Еврест»: такая себе компиляция украинского текста о неистребимом и вечном и европейского звучания с неизменным «грязным» гитарным соло. «Кто-то в небо летит» – посвящение Кузьме Скрябину. Проходная песня, под которую можно было бы погрустить за чашкой, пардон, бензины-кофе, но чего-то не хочется. Можно вспомнить, что в свое время Кузьма также посвятил «Океаны» песню. Что же, реверанс в ответ состоялся. «Жизнь начинается вновь» – радостное розовое пирожное в стиле ранних «Битлз», умноженное на старый добрый «Океан». После щемящей баллады об отлетевшем в вечность Кузьму ура-песня о том, что жизнь прекрасна, вызывает легкое недоумение. Ну, и снова: «где-то там в океане событий» – точнісінький «День в день» (только там было «в океане людей»), «я чувствую, как сердце поет» равна «я чувствую, как падаю в небо» с «Выше неба», и так можно разобрать на аллюзии весь трек, но кто бы этим занимался.

 

Вообще текстово «Без границ» несколько выносит на орбиту. «Снег невероятно блестит», «прикоснись ласково ягодным цветом», все эти апельсиновые соки к завтраку, яркие плащи, «прошел – нашел дорогу»… Слава всегда был мастером неожиданных поэтических ходов, и это в свое время сделало «Океаны» имя. Но если «соснам, что колышутся за окном» можно простить глупость текста благодаря музыке, то «твердо мне спать на дне» заставляет окончательно уверовать в то, что Славик уже который год подряд пишет тексты по принципу «когда выгорело, выгорит и сейчас».

 

«Осень». Песня, однозначно выделяется на общем фоне, но только потому, что это не «Океан Эльзы», а «Друга ріка», конкретно – «Так мало тут тебе». Конечно, нот всего семь, и сложно придумать велосипед после стольких лет піснеписання, но когда уже сел слушать «Океан Эльзы», то хотелось бы услышать который-не «Океан Эльзы», а не намек на песню их коллег по музыкальному цеху, к тому же, десятилетней давности.

 

Венчает альбом «Без границ» одноименный трек. Песня по звучанию напоминает прекрасные времена «Модели», по сути это та же «Улица» – лирическое и немного надрывный финальный аккорд пластинки. Только «Улица» была 15 лет назад, а «Без границ» – самая любимая песня с альбома самого Вакарчука – это печальный 2016-й, и со всей ее качеством, она уже ничего не спасает.

 

…Помню ажиотаж от выхода премьерного клипа «Airplane» с альбома «Брюссель» 5 лет назад. Это был массовый успех, это было свежо (насколько возможно оставаться свежим после стольких лет карьеры). Этого ждали. «Без границ» словно бы ждали тоже, по крайней мере люди, которые либо имеют большой пиетет к Вакарчука и Ко, или любят слушать старое классическое звучание по-украински. Но несмотря на модную трансляцию на интернет-радио, выступления в поддержку альбома в Лондоне и Нью-Йорке, три года работы и широкую рекламу, в этот раз сюрприз не удался. В общем от Славы Вакарчука никто не ожидал, что он возьмет и подастся в свои сорок в сумасшедшие музыкальные эксперименты (тем более, экспериментов у нас не очень любят). Но складывается впечатление, что после сольного блюзово-инструментального проекта «Вночі» (2008 год) Вакарчук окончательно устал и расслабился. «Ночью» был прорывом, скачком в тотально другой, неизвестный публике до сих пор муз-измерение, это был триумф звука и текста, что-то похожее и непохожее одновременно на «Океан», что-то новое и настоящее. А тогда все вернулось на свое. Чай остыл, балкон сгорел, молчит телефон. Город спит, голова болит. Жми крючок.

 

«Без границ» – это очередной альбом для фанатов «ОЭ». Человеку, которая хотела бы познакомиться с творчеством «рок-кумиров украинской сцены», я постеснялась бы советовать этот альбом к прослушиванию. Не потому, что он некачественный или, пардон, лажовый. Он красиво и прочно записан, профессиональный, вылизанный. Вокал фирменный – «лающий» вакарчуківский, фирменные рифы, тексты – тоже фирменные, может даже в большей степени, чем до сих пор. Но печально осознавать, что последнее более или менее «живым» альбомом «ОЭ», где что-то музыкальное вообще происходило, была «Gloria». Окей, пусть даже «Мера», там еще было немного драйва, немного рок-н-ролла и немного незаїжджених текстовых и музыкальных ходов. Но все, что было после, – а с тех пор, между прочим, уже лет семь прошло, до оскомины напоминает беспросветный и неинтересный штамп «на відчіпного». Добротный штамп, языка нет, фирменный, «океанівський». Но штамп. Скучный и пресный.

 

«Без границ» – это действительно «счастье, спрятанное в сундук». Это история, когда бренд остался, а содержимое выветрился. В «Океане Эльзы» давно перестали изобиловать волны былых страстей, и он медленно, но неуклонно мельчает до размеров лужи.

 

Фото: Группа «Океан Эльзы» (facebook.com/okeanelzyofficial)

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*