Такую удивительную картину настроений украинского населения фиксируют социологи и приходят к определенным выводам
Сегодня разве что бледная упоминание осталась от прошлогоднего уровня ожиданий большинства граждан от нового на то время Президента Виктора Януковича и Партии регионов.
В частности, по данным социологической группы “Рейтинг”, уровень поддержки Виктора Януковича в марте составляет 26%, тогда как еще три месяца назад, прошлогоднего декабря было 32%. А в прошлом году он колебался на уровне 50-55%. Уровень поддержки Партии регионов и дальше “падает” — 26%.
Если сравнивать с пиком поддержки в марте-июне прошлого года, то Виктор Янукович потерял почти половину, 20% рейтинга. Наибольшие потери он понес в центре, на севере, а также на юге страны.
Как правило, снижение рейтингов лидера государства и правящей партии сопровождается соответствующим ростом популярности оппозиционеров. Но…
Подробно проанализировать нынешнюю электоральную картину “Экспресс” попросил директора социологической группы “Рейтинг” Алексея Антиповича, директоров Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимира Фесенко и Фонда “Демократические инициативы” Ирину Бекешкину.
— Как на фоне разочарования народа в очередной власти выглядит уровень поддержки оппозиции?
А. Антипович:
— По сравнению с прошлогодним декабрем позиции Юлии Тимошенко и “Батьківщини” почти не изменились. Незначительный рост демонстрирует Арсений Яценюк (с 8% в декабре прошлого года до 11% в марте этого). Рейтинг “Свободы” на протяжении последних четырех месяцев стабильно держится на уровне 6%. Незначительные тенденции к улучшению демонстрирует рейтинг Компартии, который за год вырос до 5%.
— Если суммарный рейтинг оппозиции почти не меняется, а во властных снижается, куда же делись “освободившиеся” голоса?
В. Фесенко:
— Люди, которые ранее поддерживали Партию регионов и Януковича, в значительной степени пополняют ряды “протывсихов”. Они не перейдут на сторону оппозиции, потому что никогда не доверяли Тимошенко. А другие — Яценюк или тем более Тягныбок — для них просто чужие.
А. Антипович:
— Собственно, почти в 1,5 раза возросло количество избирателей, которые не поддерживают ни одну партию (“против всех”) — с 7% в октябре прошлого года до 10% в марте этого года. Интересно, что сразу после президентских выборов “против всех” было лишь около 2%.
— Почему же народ не воспринимает одновременно ни власти, ни оппозиции?
И. Бекешкина:
— Рейтинг главной правящей партии снизился, потому что жизнь в стране не улучшается и в краткосрочной перспективе, как чувствуют люди, не улучшится. Зато оппозиция также не набирает баллов — люди ей просто не доверяют. Они запомнили, которыми нынешние оппозиционные партии были при власти.
В. Фесенко:
— Так, снижение доверия к оппозиции — это расплата за неэффективное управление страной команд Ющенко и Тимошенко. То есть основной причиной такой ситуации является одинаковое неприятие народом “старой” политики многих “старых” политиков.
— Какие еще есть причины того, что рейтинг оппозиции не растет даже тогда, когда снижается рейтинг власти?
В. Фесенко:
— Все ожидали, что Тимошенко будет сильной оппозицией, а оказалось, что она и ее соратники во время своего многолетнего пребывания при власти утратили пыл и изобретательность эффективной и эффектной оппозиционной деятельности. А еще у народа срабатывает усталость от ее традиционных манипулятивных приемов, они уже “приелись” людям, а поэтому не дают такого эффекта, как прежде.
Еще одна причина — парадоксальная — заключается в том, что украинская оппозиция попала в телевизионную ловушку. Эти люди привыкли проявлять свою активность только “в телевизоре”, на политических ток-шоу. Они потеряли умение работать с живыми людьми, организовывать массовые акции протеста, мобилизовывать людей.
Но, подчеркиваю, основная — это общее критическое отношение большинства наших граждан не только к власти или оппозиции, а вообще в современной украинской политики.
— Каковы перспективы изменить такую ситуацию?
В. Фесенко:
— Сейчас слишком много людей не доверяют никому — ни власти, ни оппозиции. Такая ситуация может повлечь очень опасные, агрессивные протестные настроения и их реализацию на улице. Это могут быть не обязательно политические протесты (по крайней мере сначала), но протесты против конкретных экономических или социальных проблем. И это, наконец, подточит “ножки” нынешней конструкции и персонального состава власти.
И. Бекешкина:
— Я не верю, что ситуацию смогут изменить те политические партии, которые сейчас есть. И не думаю, что в ближайшее время могут появиться новые влиятельные политсилы. Ведь что такое украинские партии? Это определенные финансово-экономические группы и политические лидеры.
У меня больше надежд на то, что общественное движение объединится и породит нечто такое, чем в свое время стал Народный рух Украины. Такие процессы уже идут, и довольно интенсивно. Тем более, что сейчас есть такие средства связи, которых не было на рубеже 1980-1990-х годов, — интернет, мобильные телефоны.