Особенности рождественской колядки

Общество

Есть в Карпатах давняя традиция. На Рождество парни и девушки собираются группами и идут колядовать. Денег за добрую весть и коляду не ждут. А вот выпивают и закусывают охотно.

“Я в этом году впервые колядуватиму, — говорит десятиклассница Юля. — Не все еще хорошо знаю, но не переживаю: старшие коляду заводить, а мы будем подтягивать”. У колядников есть двое главных: парень и девушка, которых называют “березами”. Когда-то ими были старшие неженатые в селе. Теперь такого категорического правила нет. “Березой” становится тот, кто лучше знает слова колядки и поздравления, имеет хороший музыкальный слух и голос. И, конечно, умеет пить.

Колядуют в каждом доме. Проходить нельзя! А вот гостят только в доме, откуда есть хоть один колядник. Задача хорошей хозяйки — “загнуть березу”. То есть напоить главных колядников так, чтобы до другой хаты дойти не смогли! Однако “березы” следят, чтобы такого не случилось. Если же все-таки кому-то удалось “сделать из березы трепета”, в экстренных условиях делают замену. Тогда главным может стать даже тот, кто в коляде впервые.

Рождество в старших колядников проходит так: в шесть часов вечера все желающие собираются возле первой хаты. Выбирают “березу” и начинают разучивать вместе колядку. Задача “березы” — выполнять первые слова каждого столбика. Это называется “зачинать”.

Если поют под окном одного из колядников — он приглашает в дом. Самому первому хозяину — самое трудное. У него сидят дольше и съедают больше. Но перед тем как пить, надо еще завіншувати. В городах привыкли к тому, что поздравления — маленький стишок. Однако в коляде на Прикарпатье — это довжезна песня! Для мужчин и женщин — отдельная. Парню начинает девушка, девушке — парень. Причем для каждого в доме надо віншувати отдельно. Поэтому если в доме, к примеру, двое братьев и сестра, петь придется более, чем сорок минут. А дальше — к столу…

Выпить в одном доме надо минимум три раза. И еще раз — “на коня”. Наливают за раз не меньше 50 граммов. Девушки могут пить вино. Ребят же за “девичий напиток” засмеют. За одну ночь до шести утра “принимают на душу” более чем литр водки. А на следующий день — снова в “бой”. Ведь так продолжается все три дня коляды.

“Наша хата — первая во второй день. Повезло, ведь колядники приходят голодные и трезвые, — рассказывает жительница Богородчанского района Оксана. — А вот у моей мамы — последняя хата. К ней приходят колядовать третьего дня, часа в четыре утра. Хорошо, хоть угощать не надо. А перед ней моя подружка живет, у нее двадцатилетний сын. То она все готовит, с третьей спит, тогда встает и кладет на стол. Кто в три ночи кушать хочет? Придут, разбудят, три раза выпьют, ничего не съедят и уйдут. А мало блюд виставиш — люди скажут, что скупые люди…”

В некоторых селах правила упростили. Заходят только в некоторые дома, или же хозяева выносят бутылку и закуску на улицу. Так всем легче. Однако в глубинке и до сих пор держатся за традиции. И хотя древние атрибуты коляды — как-вот непременные музыкальные инструменты, баян и бубен, одежда — платки на головах девушек — остались в прошлом, от угощения отказываться не спешат. Еще несколько лет назад для дебютантов в коляде было неписаное правило — выпить двести граммов водки одним духом. Если смог — прошел “посвящение”. Так продолжалось до тех пор, пока одного Рождества не произошла трагедия: одиннадцатиклассник по дороге домой после такого “дебюта” упал и замерз. После того колядников уже не испытывают.

Отдельно от молодежи собираются люди — и тоже идут с колядой от дома к дому. Поэтому ґаздиням, в которых и муж колядует, и дети “на выданье”, а еще и гости любят приходить, приходится каждый день “танцевать” на кухне. Так и проходит Рождество…

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*