Украинские каналы стали показывать меньше политики, больше — криминала

Общество

Ведущие украинские телеканалы сокращают количество политических новостей и увеличивают дисбаланс в подаче новостей от власти и оппозиции. Об этом на пресс-конференции сообщили представители Академии украинской прессы, представляя свой «Мониторинг новостей ведущих каналов украинского телевидения: декабрь — октябрь 2011 года».

Президент Академии украинской прессы Валерий Иванов отметил, что по сравнению с 2004 годом, ситуация со свободой слова сейчас намного лучше, но радоваться этому факту не дают два обстоятельства.

Первая, по его словам, это уменьшение количества политических новостей в вечерних выпусках новостей ведущих телеканалов. Иванов не исключает, что это связано с попыткой «отвести заполитизированное украинское общество в сторону развлекательного контента».

Второе обстоятельство — дисбаланс по уровню подачи информации от власти и оппозиции. «И то, что канал (Первый национальный — Ред.), который должен стать в будущем общественным телевидением, является лидером этого дисбаланса, это отвратительно. Поэтому ситуация со свободой слова является стабильно тяжелой», — сказал президент АУП.

Исполнительный директор Института массовой информации Наталия Костенко проинформировала о результатах контент-анализа новостей прайм-тайма семи ведущих украинских телеканалов — «Интер», «1+1», Новый канал, ТРК «Украина», СТБ, ICTV и Первый национальный — за последние шесть месяцев текущего года.

Так, по ее словам, новости по сравнению с предыдущими периодами наблюдений (начиная с 2002 года) стали значительно менее политическими. Ведущие каналы теперь значительно меньше интересуют новости из политического поля, но значительно больше стало новостей уголовных, о бедствиях и катастрофах.

В среднем три четверти новостей в 2011 году касается Украины и только каждое пятое сообщение — политическое. Меньше всего политических новостей на «1+1», больше всего — на ICTV, а новостей, не связанных с Украиной, больше всего на «Интере», СТБ, УТ-1. Сообщений об уголовных преступлениях больше, чем об экономической ситуации, экологических проблемах и здоровье населения.

Костенко рассказала, что исследование засвидетельствовало значительную вариативность между каналами на представление двух точек зрения на политические события: в среднем только каждое десятое сообщение на Первом национальном с двумя точками зрения, а на Новом канале — это каждое третье сообщение, относительно политических новостей в Украине — только каждое пятое на УТ-1, два из трех — на Новом канале.

По ее словам, на всех каналах распределение внимания и синхрона (прямых слов человека — Ред.) в новостях-в пользу представителей власти и правящей коалиции. В частности, наименее сбалансированное распределение внимания и синхрона на Первом национальном; в сентябре и октябре доля синхрона оппозиции самой большой была на ТРК «Украина».

Так, в октябре 20% сообщений в целом были с несколькими точками зрения (в сентябре 20%, в июне-15%, в апреле 23%, в феврале-19%, в декабре-18%). В октябре их больше всего на Новом канале (32%) и СТБ – 25% (26% в сентябре, 32% в июне, 30% в апреле и по 27% в феврале и декабре на этом канале), а меньше всего на Первом национальном – 13% (в сентябре-4%).

В октябре меньше всего сообщений с одной точкой зрения на политические события на Новом канале (40%), больше всего, как и во все предыдущие месяцы наблюдений, — на Первом национальном (78%), однако в сентябре их было там значительно больше – 92%.

В течение всех месяцев наблюдения граждане чаще официальных лиц и политиков комментируют события в выпусках новостей: 40% против 27% и 27% соответственно в октябре (в сентябре 33% против 26% и 20%, в июне 33% против 22% и 23%, в апреле 36%, 32% и 27%). Только на Первом национальном среди тех, кто комментирует события, политиков и официальных лиц больше, чем граждан: в октябре 45%, 32% и 28% соответственно (в сентябре 30%, 30% и 18%), однако доля граждан в октябре заметно выросла.

В октябре внимание к политическим партиям, политическим персонам и политическим институтам в среднем распределились так: 15% — 42% — 70% (в сентябре 12%, 39%, 64%).

Среди политических институтов чаще всего в октябре упоминаются силовые ведомства – 22%, президент — 18%, суд и прокуратура — 18%. Сомнительные оценки чаще адресовались Кабмина (27%) и НБУ (25%).

В первую неделю октября наибольшее внимание уделялось Партии регионов, оппозиции в целом и «БЮТ – Батькивщине» (по 6%) и по сравнению с сентябрем эта ситуация не изменилась. Общественные организации, фонды и благотворительные организации упоминаются чаще, чем в предыдущие месяцы.

Как и в предыдущем месяце, негативно-ироническая тональность сообщений в два раза чаще сопровождает информацию об оппозиции в сравнении с правящей коалицией.

По словам Костенко, 67% всех упоминаний о политиках касается представителей власти и правящей коалиции, 26% — оппозиции и 7% — других политиков (в сентябре 64%, 26%, 10% соответственно, в июне 74%, 20%, 6%, в апреле 76%, 16%, 8%, в декабре было 63%, 30%, 7%).

Чаще о лицах из власти и коалиции говорили в октябре на «Интере» и «1+1» – 72%, а об оппозиционных политиках-на ICTV (34%) и СТБ (28%). Другие политики в октябре более массово представлены на УТ-1 – 11% (в сентябре на «Интере» – 17%, в июне на «1+1» и Новом канале — по 11%).

Костенко рассказала, что внимание к президенту Виктору Януковича составляло 17% (в сентябре 12%, в июне 11%, в апреле 15%, в феврале 7%), к Владимиру Литвину – 9% (в сентябре 5%), к премьер-министру Николаю Азарову – 8% (в сентябре 6%, в июне 7%, в апреле 8%), к Юлии Тимошенко – 5% (в сентябре 8%).

Народные депутаты Вадим Колесниченко и Олег Ляшко, а также Юрий Луценко чаще всего вспоминаются в сомнительно-негативной тональности – 60%, 39% и 45% соответственно.

В сентябре министры Федор Ярошенко и Анатолий Могилев в сомнительно-негативной тональности упоминаются в 57% и 47% случаях. В июне больше всего иронических и сомнительных оценок получал в новостях министр образования Дмитрий Табачник (40%).

В целом 69% синхрона на ведущих телеканалах принадлежит представителям власти, 24% — оппозиции, 7% — другим политикам. Прямая речь представителей власти и правящей коалиции на УТ-1 составляла 75% (в сентябре 98%), и это наименьший показатель в 2011 году. Наибольшая доля синхрона у представителей оппозиции на ТРК «Украина» (41%, в сентябре 26%) и Новом канале (32%). В сентябре на СТБ – 25% (в октябре 17%), в июне на Новом канале – 36% и СТБ – 28% , в апреле на тех же каналах 32% и 26%.

Исследование осуществлялось Академией украинской прессы (АУП) при участии ученых Института социологии НАН Украины методом контент-анализа новостей прайм-тайма семи ведущих украинских телеканалов.

Проект осуществляется при поддержке Международного фонда «Возрождение».

Напомним, ранее Неделю указывал на то, львиную долю сетки вещания телеканалов-лидеров составляет не просто развлекательный, а иностранный развлекательный продукт.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*