Вернуть Почаев

Общество

Ситуация со Свято-Успенской Почаевской лаврой начала исчерпывать терпение тамошних общин. Не достаточно, что жильцы Лавры — служители и верующие УПЦ (МП) — организовали настоящий оплот «русского мира» в Западной Украине, то еще и взялись разрушать ее уникальный архитектурный комплекс. Словом, тернопольские активисты и депутаты переходят теперь от возмущения к действиям — они пытаются подорвать законность изъятия с территории Лавры Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника (дело было за Януковича) и вернуть его в собственность местной общины.

 

 

Один из последних тревожных звоночков — сообщения активистов о том, что УПЦ (МП) осуществляет ремонт Свято-Николаевского собора XVI–XVII вв. в г. Кременец и строит новые объекты на его территории.

«Свято-Николаевский собор является памятником архитектуры национального значения (охранный номер — №668-Н), находится в собственности государства и входит в состав Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника, — отмечают, в частности, в своем сообщении представители Самообороны Майдана Тернопольщины. — Никаких документов на право пользования храмом у Московского Патриархата нет, уже не беря во внимание то, что статус национальной достопримечательности предопределяет особый порядок разрешения на проведение строительных или реставрационных работ, как по отношению к самому объекту архитектуры, так и на территории вокруг него. Мы зафиксировали на фото, что на территории собора активно ведется строительство других сооружений, которые не входят в архитектурный ансамбль».
 

Религиозные войны и пророссийская литература

 

Ситуация вокруг Почаевской лавры уже не первый год будит беспокойство общественности. В десятках сел до сих пор идут войны по церкви — и в судах, и в міжусобному противостоянии. Возникают конфликты между людьми, которые изъявили желание, чтобы их община перешла к Киевскому Патриархату, и верными Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Количество таких общин постоянно растет. Обусловлено это обострение прежде всего позицией священников УПЦ (МП), которые иногда, со слов верующих, открыто заявляют, что за украинскую армию они молиться не будут, за Небесную сотню тоже нельзя, а зато мусс молиться за аґресорів. Когда же люди восстают и начинают формировать общину УПЦ КП, то тут и начинается настоящее противостояние за верующих, за храм, за село… Происходит оно не только в залах суда, но и очень часто в рукопашных боях возле церквей, к которым привлекают «паломников» из других регионов, которые якобы решили посетить Тернопольщину, не гнушаются и психологическим давлением и запугиванием крестьян.

 

Отдельная история — литература, которой приторговывают жильцы Почаевской лавры. Там есть книжки с явным антигосударственным содержанием, где украинских воинов-бандеровцев называют врагами и убийцами, а детей убеждают, что им надо молиться за свою Родину, правда, Родина в почаевской литературе — это Россия.

 

Речь идет, в частности, об издании авторства некоего Бориса Проказова с названием «Заступница державная».

«Эта книга была напечатана для российских детей, — рассказывает активист Иван Ковалик. — В Почаевской лавре ее просто перевели на украинский язык и подали ее в таком виде, в каком она была в России, и когда речь там идет условно о государстве и называется государство, то здесь не переведено, что наше государство — это Украина, здесь наше государство — это Россия, наши воины не украинские воины, а наши воины — русские».

 

 

В другой книге, с названием «Почему раскольнические группировки называются неканоническими?», воинов национально-освободительной борьбы XX века открыто называют бандитами.

 

Можно купить в Лавре и издания «Подвиг царской семьи» с эпиграфом «Ко всем, кто любит Росию, и испытывает жалость к ее детям и забитым старикам».

 

Духовная святыня — сердечник конфликтов и раздора

 

Свято-Успенская Почаевская лавра является одним из крупнейших памятников архитектуры не только Тернопольщины или Галичины, но и всей Украины.

 

«Это уникальный комплекс высококачественной архитектуры, в котором сочетается европейский и барочный стили, пізньодавньоруські традиции, — рассказывает главный специалист Депатраменту культуры, религий и национальностей Тернопольской ОГА Ярослав Пелехатый. — Здесь работало много известных художников, архитекторов, скульпторов во времена периодов господства различных государств, поэтому в Лавре гармонично сочетаются разные эпохи и произведения искусства высокого уровня. А еще здесь находится след правой Стопы Пресвятой Богородицы и чудотворная икона, которые круглогодично привлекают миллионы паломников не только из Украины, но и из-за рубежа».

 

Поэтому депутаты Тернопольского областного совета попытались в очередной раз побороться за историческую достопримечательность. Они обратились к руководству государства с просьбой вернуть Почаевскую лавру в состав Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника и установить одновременное почережне равноправное использование представителями религиозных конфессий Украины всех объектов святыни.

 

«Идя в фарватере московского православия во главе с патриархом Кириллом, который благословляет путинскую войну против Украины, при содействии вражеских эмиссаров Лавра становится все более активным очагом межконфессиональной и межнациональной вражды и раздора, уже привела к прямому противостоянию между верующими различных конфессий на Кременетчине, которое может перекинуться и в другие регионы нашего государства», — говорится в обращении.

 

 

«В течение войны на востоке и двух Майданов Лавра занимала антиукраинскую позицию, — отмечает руководитель общественного движения «Украинские святыни — украинскому народу», инициатор обращения е. Анатолий Зинкевич. — И этому есть много подтверждений. Она отказывалась сослужить за украинских патриотов и ни разу не поддерживала украинское патриотическое движение. А наоборот — распространяла листовки, литературу о том, что украинская речь похабна и ней нельзя молиться. Сегодня на Шумщине, на Кременетчине разгорелись очаги межконфессиональных противостояний. За то, что общины хотели перейти в ПЦ КП, туда сразу же посылают представителей из Почаева. Мы не против жизни монахов в Лавре — мы против ее политизированности. Во времена Януковича Лавра была коварно выведена из состава Кременецкого заповедника. Поэтому мы инициировали обращение к Кабмину, чтобы вернуть ее в состав заповедника нашей области. Сегодня нашей задачей должно быть — добиться того, чтобы Лавра как культурная и историческая достопримечательность вернулась в собственность общины Тернопольщины».

 

Уникальный памятник разрушается в рамках закона

 

Депутаты требуют установить одновременное поочередное равноправное использование представителями религиозных конфессий Украины всех объектов святыни и «поручить профильным министерствам и ведомствам осуществить проверку передачи всего комплекса сооружений Почаевской лавры только одной, четвертой по численности конфессии региона, без учета интересов других религиозных организаций и исторических аспектов функционирования монастыря в досоветский период».

 

Очевидно, идет речь о том, что Лавра почти века была греко-католической святыней и принадлежала к Василианского чина. Некоторые религиозные сайты уже назвали это обращение противозаконным вмешательством в жизнь Почаевской лавры, а все призывы об открытости святыни других конфессий — абсурдными. Хотя не так давно УПЦ (МП) заявила, что считает пренебрежением Конституции разрешение Минкультуры УПЦ КП проводить богослужения в одном из храмов Национального заповедника «София Киевская» и отказе в аналогичной просьбе УПЦ (МП).

 

Общественные активисты, которые не раз начинали разговор о проблеме Почаевской лавры, даже нашли нарушения в процедуре передачи святыни в аренду УПЦ (МП).

 

«Мы выступаем с инициативой провести проверку законности действий представителей Тернопольской ОГА, которыми дано согласие Министерству экономики Украины на передачу памятников архитектуры из общей собственности территориальных громад Кременецкого района и территориальной громады г. Кременца до сферы управления Госстроя Украины без согласования областного совета, что противоречит пп. 20 и 32 ч.1 ст. 43 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине», — рассказывает Иван Ковалик. — Еще мы обратились к руководителю областного управления полиции области Александра Богомола, чтобы был восстановлен правовой контроль над святыней. Ведь есть много фактов, когда верующие других конфессий сталкиваются с препятствиями посетить Лавру. Территорию не патрулируют сотрудники полиции, хотя это место массового скопления людей. Зато туристов отпугивают какие-то неизвестные люди в похожей на военную форме и с опознавательными знаками какого-то казацкого формирования. Еще одна проблема — это самовольная застройка территории Почаевской лавры, которая может помешать святыни войти в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО».

 

В Кременецко-Почаевскому государственному историко-архитектурному заповеднику подтверждают этот факт, хоть и уверяют, что новостройки — законные.

 

«Мы осуществляем памятнико-охранную деятельность на территории Почаевской лавры — с определенной периодичностью проводим інвентиризацію технического состояния зданий, — рассказывает руководитель заповедника Вадим Микулич. — На территории Лавры действительно ведется строительство, но оно согласовано в министерстве и имеет все соответствующие документы и разрешения».

 

Интересно, что фактически Почаевская лавра до сих пор находится на балансе Кременецко-Почаевского Ниаза. Ведь решение о ее передаче не было реализовано до конца. Так что дело осталось за малым — отменить его и официально вернуть Лавру общине Тернопольщины.

 

Сейчас ни предзидент, ни премьер-министр в ни один способ не среагировали на обращение тернопольских депутатов. Говорят, что традиционно на такие письма не отвечают публично и пытаються оставлять их без внимания, потому что вопросы Церкви и міжконфесіних отношений является слишком деликатным — чиновники боятся стать на скользкий путь. И пока государственные мужи думают, как толерантно среагировать на просьбу тернополян, здесь воюют за церкви, выпрашивают у «батюшки» молитвы за украинских героев и продают детские книжки про бандеровцев-бандитов и «матушку Россию».

 

 

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*