Польская Венеция

За рубежом

Любовь Багацкая

Вроцлав без колебаний можно назвать польской Венецией. Ведь город фактически стоит на воде, а точнее, на реке Одер и четырех ее притоках. Сейчас в городе насчитываются 117 мостов. Все каналы ночью подсвечиваются, что создает неповторимый эффект праздничности. А еще на воде запросто можно увидеть лебедей. Более тысячи лет назад на острове Тумском был основан Вроцлав, теперь же город значительно разросся и занимает 12 островов. Сейчас же на Тумском острове стоит готический собор Святого Иоанна Крестителя со смотровой площадкой на башне, а также старейшая из городских церквей – небольшая базилика Святого Эгидия. Тумский – значит домский, то есть кафедральный. Здесь все принадлежит местному епископату, поэтому недаром эту старейшую часть города называют “вроцлавским Ватиканом”. В бывшем дворце епископа вроцлавского – духовная семинария. А еще на острове до сих пор пользуются керосиновыми фонарями. Остается заворожено наблюдать, как каждый вечер фонарщик один за другим зажигает живые огоньки.

Львовская слава косинерів

Одним из объектов, который притягивает туристов, является впечатляющая Панорама Рацлавіцька». Это живописное полотно высотой 15 метров и длиной 114 метров изображает битву, разгоревшуюся 4 апреля 1794 года под Рацлавицами (неподалеку от Кракова). В ней польские повстанцы с участием знаменитых косинерів (вооруженных косами крестьян) под предводительством национального героя Тадеуша Костюшко разбили царские войска во главе с генералом Александром Тормасовим. Полотно размещено в ротонде по кругу (диаметр – 38 метров), поэтому зритель оказывается в прямом смысле в кругу бурных событий. Попасть сюда можно ежедневно, а для удобства иностранных туристов, которые не понимают польского языка, предусмотрены специальные наушники, через которые можно услышать дубляж выбранном языке — рассказ о полотне и события, что оно изображает.

Инициатором создания полотна накануне 100-летия восстания Костюшко был львовский художник Ян Стык. Он пригласил к сотрудничеству известного баталиста Войчеха Коссака. Полотно для работы специально соткали в Брюсселе, а железную конструкцию ротонды купили в Вене. Картина боя была написана колоссальными темпами между августом 1893 и маем 1894 года. И уже 5 июня 1894 года состоялось торжественное ее открытие в… Стрыйском парке Львова! До Вроцлава оно попало лишь после Второй мировой войны. Однако доступной для посетителей панорама стала спустя почти 40 лет спустя, в 1985-ом. Следовательно картина из Львова стала приманкой для Вроцлава.

Славная панорама – не единственное, что тогда переехало сюда из Львова. Во Вроцлаве расположена Национальная библиотека “Оссолинеум”, основанная графом Юзефом Оссолинским в 1817 году во Львове в помещении бывшего монастыря сестер Ордена обутых кармелиток. Сейчас же заведение национального значения, который отождествляют по важности с краковским Вавелем, размещается в барочной постройке, принадлежавшей сначала Ордена крестоносцев Красной звезды, а во второй половине XVII веке была перестроена в стиле барокко по проекту французского архитектора Жан-Баптиста Матье. Однако ценится библиотека в первую очередь не эстетическими качествами здания, а рукописями. «На наше дело нет цен на черном рынке, ибо то, что мы имеем, невозможно оценить!» – объясняет директор “Оссолинеума” профессор Адольф Юзвенко. По его словам, библиотека была создана, чтобы сохранить национальное сознание поляков, став своеобразным памятником свободы. И добавляет: особенно для поляков стоимостно, что в фондах библиотеки хранится эпопея Адама Мицкевича «Пан Тадеуш».

Чрезвычайно интересная история о том, как рукопись остался в библиотеке: «В 1980-х годах появился владелец рукописи «Пан Тадеуш» Николай Тарновский и постановил забрать рукопись и отдать его до Музея литературы в Варшаве». Тогда удалось отговорить владельца это делать и было оговорено, что когда он таки захочет забрать рукопись, то “Оссолинеум” будет иметь право первым выкупить его. «Итак, я обратился к людям с просьбой собрать средства и купить «Пана Тадеуша». Не должно быть грабежа, ведь это была собственность Тарновского». Несколько лет велись разговоры с владельцем, наконец он назвал цену – $200000. «Так мы получили этот бесценный рукопись Мицкевича!» – завершает профессор Юзвенко.

Университет имени Бриджит

Чтобы больше узнать о Вроцлав, лучше взять гида, который знает все закоулки. Мы такого нашли. Виктор водил нас по городу более трех часов. От него узнаем, что городу более тысячи лет и оно основано чехами. С тех пор Вроцлав переходил из рук в руки. «Затем Чехия пошла под Австрию, и Вроцлав стал австрийским, а когда Австрия в 1741 году проиграла Турецкую войну, то город стал российским, а затем немецким Бреслау», – рассказывает гид.

Во время Второй мировой войны был почти разрушен Вроцлавский университет, расположенный недалеко от центра города. Один из современных символов университета – статуя обнаженного мужчины со шпагой. Это скульптура-фонтан голого студента, которого поддерживают две так же одетые барышни. По легенде, парень из аристократической семьи приехал учиться и проиграл все в карты, не расставшись лишь с фамильной шпагой. По традиции, выпускники после защиты диплома купаются в фонтане. Виктор вспоминает свои годы учебы в этом заведении. «Вы знаете, я окончил университет имени Бриджит Бардо!» – удивляет нас. И рассказывает, что ранее университет носил имя Болеслава Берута – секретаря Коммунистической партии и личного друга Сталина. «Тогда каждый университет имел чье-то имя: в Познани, к примеру, имени Адама Мицкевича. А нам было стыдно, что наш университет назван в честь коммуниста, поэтому мы отвечали, что учимся в Брацлавском университете имени Бриджит Бардо!».

Следы коммунизма

Гуляя по городу, приезжий заметит небольших железных человечков-гномиков, которые появляются в самых неожиданных вариациях в разных частях города. Это так называемые «краснолюдки» – своеобразные символы города. Они нарисованной чуть ли не на всей сувенирной продукции. Каждый из них имеет свое имя и назначение. К примеру над водой одного из каналов можно увидеть краснолюдка, который полощет белье. Также есть голубятник, узник, невесты, библиофил и еще много забавных коротышек. Возле городской ратуши ждут внимание аж трое: на инвалидной коляске, незрячий и глухой. А рядом с ними – уменьшенная копия городской ратуши, чтобы незрячие туристы могли на ощупь почувствовать эту уникальную достопримечательность.

Еще одним интересным для туристов объектом, связанным с коммунизмом, есть памятник жертвам военного положения «Переход 1977-2005», находится на углу улиц Свидницкої и Пилсудского: люди идут под землю, в подполье, чтобы спастись и выйти уже на другой стороне, в лучшем будущем.

Архитектура и толерантность

Площадь Рынок – одна из лучших. Однако на ней есть дом, который не вписывается в общий ансамбль. «В начале ХХ века был модным конструктивизм, поэтому возникла идея всю центральную площадь перестроить в таком стиле, – объясняет наш экскурсовод. – Начали с этого угла, разрушили несколько домов, построили и на этом, к счастью, закончили».

Еще привлекает внимание модерновый стеклянный фонтан, который, однако, критикуют, называя «писсуаром». Ну и конечно же, ратуша — уникальный памятник архитектуры, в которой гармонично переплелись элементы готики и Ренессанса. Ее высота составляет 66 метров, а на верхушке сохранился герб города, созданный в 1534 году.

В Старом городе есть также квартал взаимной толерантности, потому что здесь рядом соседствуют православный собор Рождества Богородицы, костел св. Антония Падуанского, евангелистский Храм Божьего Провидения и синагога. Архитектура Вроцлава насыщенная готическими мотивами. С туристической информацией город проблем не имеет: в центре много лотков и магазинчиков с различными картами и схемами, если захочется побродить по городу. Обходив улицы и проулки, рассмотрев детали, стоит снова прийти на центральную улицу города Свідницьку и подняться лифтом на восьмой этаж торгового дома Renoma. Отсюда — лучшая панорама ночного города, которой можно любоваться бесплатно и бесконечно.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*